5 октября 2004г. завершился Второй Съезд ИТ-директоров (Russian CIO Summit 2004), организованный НП РУССОФТ и компанией "Форт-Росс". В конференции приняло участие более 100 ИТ-директоров ведущих российских и зарубежных компаний, а также руководителей компаний-поставщиков ИТ-услуг. Загородный формат конференции (она прошла в подмосковном отеле "Гелиопарк Кантри") способствовал, по общему признанию, интенсивной работе на сессиях и активному неформальному общению участников. Открывая конференцию, Валентин Макаров, президент НП "РУССОФТ", попросил ИТ-директоров не рассматривать ассоциацию разработчиков ПО как "навязчивых доброжелателей", которые таким образом пытаются донести свой продукт до потребителей - CIO. "Мы с вами - две неразрывные части сообщества, которое создает новые технологии. Нам не обойтись без ваших требований, без понимания ваших задач; мы, также как и вы, заинтересованы в высоком качестве ПО, в том, чтобы оно приносило пользу вашим компаниям". По мнению г-на Макарова, именно это является основной причиной, по которой поставщики ПО инициируют данный форум. В повестку Саммита вошли вопросы внутрифирменного управления ИТ; взаимоотношения с поставщиками ИТ-услуг; государственная политика в области внедрения ИТ в бизнесе; обсуждение идеи создания общероссийского объединения CIO. Во время самого форума выделились темы - "лидеры": ИТ-стратегия компании и ее соотношение с общей бизнес-стратегией; опыт аутсорсинга ИТ-услуг; управление проектами. Тема места ИТ-стратегии в общей стратегии фирмы стала полемической. В течение всего Саммита докладчики возвращались к ее обсуждению: одни из них доказывали первостепенную важность ИТ-стратегии, которая определяет развитие всего бизнеса; другие отводили ИТ менее значимую роль поддерживающей системы. Особое мнение по этой теме высказал Виталий Свиридов, ИТ-директор компании "Мерлион": "Понятно, что если не будет нормальных ИТ-решений, не будет нормального развития бизнеса. Но роль ИТ прежде всего зависит от того, на каком этапе развития находится компания. На стадии активного роста бизнеса ИТ выполняют стратегическую роль, тут уже не так важны издержки, ИТ может стать ведущим фактором развития. На этапе, когда рынок уже захвачен и бизнес стабилизировался, ИТ выполняют роль поддержки и новшества внедряются по капельке". Преимущества аутсорсинга подчеркнул Павел Новиков (Гарс Телеком): "Аутсорсинг - инструмент, который позволяет компании корректировать структуру и бизнес в условиях современной конкуренции. Хотя рынок аутсорсинга в России еще только развивается, опыт показывает, что скорость его развития будет гораздо выше, чем за рубежом". Однако, по мнению этого докладчика, свой отпечаток наложат и традиционные сложности российского ИТ-рынка: информационная закрытость компаний, инертность мышления (прежде всего применительно к Госструктурам), отсутствие финансовых моделей расчета эффективности вложений в IT, непроработанность законодательной базы. Делясь опытом аутсорсинга ИТ-услуг, участники говорили о важности доверительных отношений между заказчиком и поставщиком. В частности, Дин Лейн (SYMANTEC) высказал мнение, что жесткие бизнес-отношения при работе по ИТ-проекту не принесут хорошего результата, и необходимо добиваться партнерского общения. Виктор Вайнштейн (Аплана) также отметил: "По нашему опыту работы с российскими и западными компаниями, для успеха проекта важно достичь взаимного понимания и доверия, создав условия для гибкого и прозрачного взаимодействия. Механизмы уточнения требований в ходе проекта, совместное обсуждение потенциальных проблем и рисков, адаптация методологии под специфику проекта, доступность оперативной информации в режиме реального времени - все это обеспечивает проактивные коммуникации и гарантирует предсказуемость результата проекта". В этом году на конференции были представлены не только российские, но и иностранные участники. Доклады сделали Дин Лейн (SYMANTEC), Роберт Мун (ViewSonic), Роберт Паарлсберг (Royster-Clark). Наибольшую популярность имел доклад спикера от ViewSonic Роберта Муна. Одним из основных тезисов г-на Муна был: "Пусть ИТ будут максимально простыми". "Как только ИТ становятся сложными, они выходят из-под контроля>, - отметил докладчик. Он также призвал ИТ-директоров привлекать конечных пользователей к разработке и тестированию ПО. Кроме того, рискуя вызвать недовольство разработчиков, г-н Мун заявил: "Будьте очень осторожными с аутсорсингом, обращайтесь к внешним консультантам только в случае крайней необходимости. ИТ слишком важны, чтобы отдавать их на аутсорсинг." Среди российских докладчиков выделились Андрей Дубских ("Протек"), Геннадий Орлов (Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования ТФ ОМС), докладчики от клуба "Four CIO". Они представили ИТ-стратегии своих компаний и рассказали о своих принципах работы с поставщиками. Интересный доклад сделала пара Игорь Ковалев (Ford Motor Company) - Сергей Разумовский (Digital Design). "Впервые увидел довольных друг другом заказчика и поставщика в ИТ", - прокомментировал их выступление один из участников. В целом на конференции были рассмотрены основные проблемы и направления российского рынка ИТ-услуг с точки зрения потребителя - крупного и среднего бизнеса. Организаторы выразили надежду, что "Russian CIO Summit" будет и в дальнейшем проводиться ежегодно, способствуя становлению сообщества российских CIO и служа надежным механизмом развития диалога между потребителями и поставщиками программного обеспечения. Партнеры Саммита - Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), Фонд поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами (ФОСТАС).