Услуги связи для корпоративных клиентов — стабильный бизнес даже в кризис. Совет директоров «Мегафона» одобрил приобретение 100% акций оператора «Гарс телеком», сообщила вчера сотовая компания.

Если эта сделка состоится, то «Мегафон» сможет увеличить долю на рынке услуг связи для корпораций, говорится в сообщении. Какими могут быть условия сделки, «Мегафон» не раскрывает, его представитель Алия Бекетова говорит только, что сейчас она на стадии рассмотрения. Представитель «Гарс телекома» отказался от любых комментариев. «Гарс телеком» предоставляет услуги связи для крупных корпоративных клиентов в Москве и Санкт-Петербурге, следует из информации на его сайте.

Компания обладает пакетом лицензий на всю страну; помимо услуг связи она занимается консалтингом, аутсорсингом телекоммуникационных услуг и инфраструктуры. С 2003 г. оператор работает по модели виртуального оператора мобильной связи — продает корпоративным клиентам услуги, используя для этого сети «Вымпелкома» и «Мегафона».

По итогам 2014 г. «Гарс телеком» заработал на сервисах голосовой связи — фиксированной, мобильной и IP-телефонии — 476,4 млн руб., или 35,5% всех доходов, говорится в материалах, размещенных на сайте компании. Общая выручка оператора за прошлый год (РСБУ) составила 1,3 млрд руб. В 2013 г. она была существенно ниже, по данным «СПАРК-Интерфакса», — 896 млн руб. Стоимость телекоммуникационных компаний (включая долг) обычно превышает годовой показатель EBITDA в 6–8 раз, а рентабельность по EBITDA у операторов фиксированной связи — около 30%, говорит аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. «Гарс телеком» можно грубо оценить в 2,5–3 млрд руб., включая долг, резюмирует он. То, что в разгар кризиса «Мегафон» задумался о покупке оператора, работающего с корпоративными клиентами, вместо того чтобы сосредоточиться на строительстве сетей мобильной связи 4G, говорит о том, что корпоративный сегмент продолжает расти и приносить стабильную прибыль, рассуждает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Это уже доказывали на своих примерах и конкуренты «Мегафона»: например, «Вымпелком» в IV квартале 2014 г. именно благодаря выручке от фиксированного бизнеса сумел нарастить выручку (в сравнении год к году) — впервые с 2013 г.

Доходы «Вымпелкома» в корпоративном сегменте выросли на 15%, от мобильной связи — остались на уровне годичной давности, а общая выручка прибавила всего 5%. «Мегафон» позже других операторов сотовой большой тройки вышел на рынок услуг для корпораций и его позиции здесь пока слабее, напоминает Савватин. А приобретение «Гарс телекома» сразу увеличит его долю на крупнейшем рынке — московском. За этой сделкой могут последовать и другие — в регионах остаются операторы, специализирующиеся на услугах для корпоративных клиентов, предполагает Савватин. С ним согласен гендиректор «ТМТ консалтинга»

Константин Анкилов: в мобильном бизнесе у «Мегафона» все благополучно и он может себе позволить укреплять позиции в других сегментах, приобретая активы. В 2014 г. выручка «Мегафона» от обслуживания корпоративных клиентов прибавила 14,2%, рассказывал недавно «Ведомостям» директор по развитию корпоративного бизнеса компании Влад Вольфсон. В том числе от оказания им услуг фиксированной связи — на 18%. Услугами «Мегафона» пользуются 30% всех российских компаний, утверждал он.