Институт экономических стратегий РАН скорректировал рейтинг российских телекоммуникационных компаний. В новой версии документа учтены изменения, вызванные предпринимаемыми участниками рынка мерами по обновлению своих стратегий развития в суровых экономических условиях. Темпы роста телекоммуникационной отрасли в России снизились, — таков главный вывод специалистов ИНЭС. Рынок связи сжимается, считают они, а его объем в июле 2009 года оказался на 4% ниже, чем год назад, — 105,2 млрд рублей. При этом, ссылаясь на прогноз Минэкономразвития, аналитики ИНЭС утверждают: объем услуг связи в 2009 году составит 1358 млрд рублей, а темпы роста замедлятся до 102% в сопоставимых ценах к уровню прошлого года. Наибольшая же доля в структуре рынка принадлежит мобильной связи — 44,3%. В 2009 году наиболее «стратегичными» телекоммуникационными компаниями в ИНЭС считают МТС (рейтинг — 70,6 AAA), «ВымпелКом» (69,9, ААА), «МегаФон» (69,4 ABА), «Комстар — Объединенные Телесистемы» (69,0, АBА), «Ростелеком» (68,8, ABB), «Гарс Телеком» (68,0 BBA), «МТТ» (67,9 BBA), «Космическая связь» (67,3 BBB), Huawei Technologies (66,8 BBB) и «Корбина Телеком» (66,2 ВВA). К числу проектов, за счет которых предстоит развиваться сектору телекоммуникаций, в ИНЭС относят модернизацию магистральных сетей, развитие сетей широкополосного доступа, обновление и развитие гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения, модернизацию наземной инфраструктуры и развитие цифрового телерадиовещания. В первом квартале 2009 года телекоммуникационная отрасль стала лидером в сфере слияний и поглощений (25 сделок), опередив рынок услуг и торговли (23 сделки). Приобретение новых активов позволило некоторым компаниям приступить к развитию сразу нескольких направлений бизнеса: высокоскоростного Интернета, телевидения, мобильной связи. Тем не менее, аналитики прогнозируют, что дефицит ликвидности и потребность в капиталовложениях не позволят наметившейся тенденции получить устойчивое развитие. Для российских телекоммуникационных компаний главной мерой по преодолению кризиса стало сокращение инвестиционных программ. В качестве примера специалисты ИНЭС приводят данные исследования KPMG. 58% опрошенных компаний отрасли отметили, что сокращение инвестиций достигает 30%, а 17% респондентов констатировали их уменьшение в размере от 30 до 60%. 34% российских телекомов считают приоритетной задачей повышение доходов, 25% во главу угла ставят снижение капитальных затрат, столько же компаний отдают предпочтение поиску внешнего финансирования. По 8% компаний высказали мнение, что первостепенными являются снижение операционных расходов и повышение кредитных рейтингов.