Опрос, проведенный CNews Analytics, показал, что как минимум 7 российских операторов связи применяют технологии работы с большими данными. В скором времени их число возрастет.

Исследовательская группа CNews Analytics опросила Топ-30 крупнейших (по чистым активам) российских телеком-компаний. 18 операторов смогли ответить на вопрос об использовании технологий больших данных — в частности, 7 респондентов подтвердили, что уже имеют опыт работы с такими решениями. Еще 5 компаний планируют запуск подобных проектов, и оставшиеся 6 пока не используют и не рассматривают эти инструменты к внедрению. Наиболее активно применяет технологии больших данных «большая тройка», к которой вскоре присоединится «Ростелеком», планирующий эти инструменты к внедрению.

Телеком-операторы наравне с интернет-компаниями располагают одними из самых «богатых» баз данных, соответственно их внимание к технологиям больших данных ожидаемо. Эти технологии используются в первую очередь для сегментации абонентской базы, персонализации клиентских сервисов и таргетирования услуг. По мнению Сергея Нестеренко, руководителя отделения интеграции данных дивизиона данных IBS, тенденция к снижению ARPU, а также запуск переносимости мобильных номеров требует от операторов более эффективной работы с клиентской базой. А технологии больших данных как раз позволяют вести эту работу на самом высоком уровне.

Использование технологий больших данных в российских телеком-компаниях

Применяют:

МТС
Вымпелком
Мегафон
МТТ
Акадо
Мотив
Гарс Телеком

Планируют внедрение:

Ростелеком
ЭР-Телеком
Смартс
Наука-Связь
Обит

Не применяют и не планируют:

Космическая связь
Триколор ТВ
Вест Колл
Энфорта
Стрела Телеком*
Старт Телеком

* поданным CNews Analytics

Источник: CNews Analytics, 2014

«Вымпелком» использует подобные инструменты для мониторинга качества на уровне каждого клиента, оптимизации работы колл-центра за счет угадывания причины обращения, индивидуального подбора сервисов и тарифов и многих других задач. Как рассказал CNews Сергей Марин, руководитель портфеля проектов «Вымпелком», в компании создано подразделение, которое отвечает за генерацию, пилотирование и внедрение успешных идей использования технологий больших данных по девяти основным направлениям: клиентский опыт, колл-центр, развитие сети, розничный бизнес, цифровые каналы коммуникации, М2 М, анти-спам и анти-фрод, таргетированные услуги, аналитика и отчеты.

В МТС считают, что на текущем этапе развития бизнеса сотовых операторов наиболее эффективным для регулярного анализа данных является использование инструментов класса Business Intelligence и Data Mining, которые позволяют сегментировать абонентскую базу и формировать индивидуальные предложения для каждого из клиентов. «В то же время мы пристально смотрим за прогрессом в развитии технологий и алгоритмов анализа больших данных. Первые решения такого класса мы используем уже с 2011 г. Алгоритмы Social Network Analysis и Real Time Marketing помогают нам делать индивидуальные маркетинговые предложения и таргетированно предлагать услуги клиентам в момент обращения в колл-центр или офис обслуживания», — говорит Сергей Больдт, старший системный архитектор департамента развития ИТ МТС. Отдельные методы анализа больших данных компания применяет также для работы с данными, которые создают элементы сетевой инфраструктуры МТС.

В компании «Мегафон» подчеркивают, что ключевой вопрос в аналитике больших данных — это сохранение конфиденциальности информации о клиентах. Эта проблема влияет на решение, кто внедряет и использует технологии — только сотрудники оператора или в том числе и партнер-интегратор. «Для себя еще на старте проекта мы приняли решение, что спокойствие наших абонентов приоритетно, поэтому обработку и анализ больших данных мы делаем сами, без участия сторонних организаций. В результате, в качестве бонуса мы имеем одну из самых сильных команд в сфере анализа больших данных на операторском рынке», — считает Роман Постников, директор по сегментному маркетингу и аналитике «Мегафон».

Помимо таргетирования и персонализации «Мегафон» активно продвигает на рынке геопростраственную аналитику. Компания разработала этот сервис в 2013 г. и предлагает его различным компаниям из других отраслей.

http://bigdata.cnews.ru/