Напомним, что основанием для перехода стал приказ Минкомсвязи №137 от 30 октября 2009 года, и введение нового стандарта было плановым. Правда, сроки его реализации сократились на три года: унифицированный формат номеров был невозможен без полной цифровизации сети, намеченной на 2014 год. По данным МГТС, уровень цифровизации в 2011 году был повышен с 68% до 100% за счет внедрения медиаторов плана нумерации (МПН – комплекс оборудования для связи аналоговых АТС с IP-сетями), и в декабре 2011 года сеть МГТС стала полностью цифровой. На треть сократились и расходы на обслуживание АТС. В целом переход на унифицированный (или закрытый) план нумерации не доставил абонентам особого дискомфорта. При этом случился небольшой казус: пользователи, уже привыкшие к "короткому набору" в сетях сотовой связи, приписали действия по "удлинению прямого номера" инициативе МГТС, который как оператор фиксированной связи отношения к звонкам на мобильные телефоны не имеет. "Главная компетенция по закрытому плану нумерации находится у регулятора отрасли – Минкомсвязи, где определяют и указывают стандарт и соглашения, которые обязаны соблюдать операторы. Мобильные и фиксированные операторы как равноправные участники процесса исполняют предписания Минкомсвязи. Ответственность МГТС ограничивается правилами набора для абонентов проводной телефонии", – сообщила Ирина Бережнова, начальник управления по связям с общественностью МГТС. Про номера можно забыть По мнению аналитиков, пользователям еще предстоит оценить удобство универсального набора номера. "Здесь возможны временные неудобства, – полагает управляющий партнер iKS-Consulting Константин Анкилов, – однако в перспективе, когда все утрясется, ошибок в наборе номера станет гораздо меньше. Не нужно будет догадываться, к какому оператору связи относятся семь цифр, указанные на чужой визитке – городской это номер или сотовый". Михаил Сергеев, директор по коммуникациям оператора "Гарс Телеком", тоже положительно оценивает инициативу Минкомсвязи: "Несмотря на то, что открытый план нумерации более распространен в мире, будущее за закрытым планом нумерации. Ключевое удобство первого сценария – более короткий номер при звонках внутри страны – перестает быть таковым. Благодаря распространению мобильной связи и телефонных книг в телефонах пользователей, количество символов в номерах перестало быть важным". По мнению Михаила, пользователь забывает о номере абонента, как только присваивает его номеру персональные данные. Более того, особенности открытых планов нумерации все чаще становятся недостатками: "Когда внутри страны или зоны можно использовать внутренние правила, а для звонков на те же номера из других стран и зон предполагается использование дополнительных префиксов, не местным пользователям приходится продираться сквозь разные правила совершения вызовов на один и тот же номер из разных стран и зон. Единый номер для вызовов на него из любой точки земли удобнее. Единожды сохранив такой номер в телефоне, можно быть уверенным, что дозвониться на него получится отовсюду". Эксперты также считают, что единый формат для всех типов вызовов в пределах города и страны может оздоровить рынок и стимулировать конкуренцию: универсальный план набора действует во всех типах сетей – фиксированной, сотовой и IP. "Само введение нового стандарта особо не повлияет на уровень потребления услуг фиксированной связи монополиста МГТС. Несомненно, большее влияние оказывает конкуренция со стороны мобильной связи и VoIP-сервисов", – полагает аналитик "Инвесткафе" Илья Раченков. По мнению Ильи Раченкова, в сегменте фиксированной телефонной связи сейчас наблюдается застой, и рост прибыли от продаж достигается за счет сокращения управленческих и коммерческих расходов. Напомним, что стоимость проекта по завершению цифровизации сети МГТС и переходу на ЗПН составила около 1 млрд рублей – против планируемых 10 млрд, заложенных в бюджет по цифровизации сети до 2014 года. Закрытый план нумерации поможет сэкономить и в дальнейшем: единообразие в планах набора номера упрощает разработку и сопровождение ПО станций. Взгляд сквозь "оптику" МГТС в свою очередь, помимо унификации, обещает абонентам мгновенное соединение за счет функции тонового набора, увеличение номерной емкости (в связи с пересмотром подхода к набору номера) и повышение качества обслуживания за счет улучшения управляемости телефонным соединением – таким образом, лояльность абонентов должна повыситься за счет улучшения качества услуг. При этом эксперты полагают, что в перспективе услуги телефонии у данного оператора отойдут на второй план, особенно с учетом перехода на сеть GPON, и в ближайшем будущем рассуждения об удобствах и неудобствах использования нововведенного стандарта потеряют актуальность. Конкуренция, скорее всего, обострится не в области телефонии, а в области передачи данных, и здесь амбиции МГТС очень высоки. "Новые услуги (интернет, цифровое телевидение, видеонаблюдение) перевесят в перспективе – просто потому, что абонентов переведут на GPON. Пользователю это будет только во благо: когда он перейдет с меди, которая не всегда хорошо работает, на оптику, у него, естественно, будут выше скорости и появится возможность потреблять больше услуг. Дополнительные услуги в портфеле у самого предприятия – это плюс; в плане отбивки инвестиций генеральный директор МГТС Сергей Иванов называл семь лет. Это действительно перспективная технология, на базе которой можно будет конкурировать в технологическом плане с другими операторами связи, потому что медь сейчас с точки зрения запросов абонента приближается к потолку своей технической возможности. Она дает 8–20 Мбит/с в прямом канале, а сейчас в Москве это типовое потребление. А здесь потенциал – 100-200, и его, что приятно, можно наращивать. Есть возможность масштабирования и относительно недорогой модернизации, когда можно будет в дом давать гигабит в долгосрочной перспективе", – рассуждает Константин Анкилов. Правда, по его мнению, такой перевес в портфеле услуг случится не завтра. С ним соглашается Илья Раченков: "Совершенно однозначно, доля "нетелефонных" доходов будет расти (и это уже довольно давно происходит у всех операторов фиксированной телефонной связи), однако, я предполагаю, что в сумме конкретно в случае с МГТС они превысят доходы от традиционной телефонной связи еще нескоро: на мой взгляд, это перспектива не менее 5 лет. Доля доходов от телематических услуг (интернет) за 2011 год составила 3,4% от общей выручки МГТС, тогда как в 2010 году эта доля составила лишь 2,5%. Темп прироста по данным услугам оказался наивысшим: +40,3%, что во многом является следствием проводимой цифровизации сетей". Между тем Сергей Иванов уверен, что будущее – за фиксированной связью, и здесь у МГТС как у оператора фиксированной связи явный приоритет: "Время, когда был интересен мобильный голос, проходит. Наступает эра передачи данных. Никто не передает такого объема данных, который передают фиксированные операторы. У них есть конек – нет ограничений частотного ресурса". Константин Анкилов считает, что, несмотря на явные преимущества той или иной технологии, конкуренция в первую очередь ведется на коммерческом, маркетинговом поле, и здесь не технология решает эту проблему, а то, как организована служба техподдержки, сервисные службы, инсталляторы и прочее. "МГТС себе наметила очень серьезные показатели по скорости реагирования на проблемы и по скорости подключения новых абонентов, – сообщает Константин. – Посмотрим, как будет развиваться ситуация". Что касается фиксированной связи и ее перспектив, то многое зависит от сегмента рынка, полагает Михаил Сергеев: "Фиксированная связь в ближайшие несколько лет продолжит сильно меняться. Частные пользователи постепенно переходят на мобильные телефоны. Статистика спроса на установку фиксированных телефонов в новостройках Москвы свидетельствует, что спрос падает – если в 2004 г. в 98% квартир покупали номер (в 2% – два и более), то по состоянию на 2011 год эта цифра снизилась до 72%". По его словам, в корпоративном секторе ситуация иная – крупные компании пока не готовы повсеместно к перевариванию концепции мобильности сотрудников. Пока что фиксированная связь все еще считается более надежной, поэтому крупный бизнес по умолчанию будет пользоваться фиксированными решениями. "Нельзя забывать и про риск-менеджмент, нормы которого (особенно для предприятий публичных) требуют неких гарантий доступа предприятия – и только фиксированная связь удовлетворяет такие запросы. Другое дело, что технологии меняются – эра IP постепенно захватывает рынок", – поясняет Михаил. Среднему и тем более малому бизнесу ближе не консервативный подход, но экономическая целесообразность. "В практике "Гарс Телеком" есть клиенты, которые еще в 2006-2007 годах сначала глубоко интегрировали мобильную связь (FMC), а впоследствии и вовсе отказались от фиксированной составляющей, полагая, что нет смысла содержать два вида связи. Однако отток этой категории не будет взрывным – во всяком случае, в ближайшие 4-5 лет", – полагает Михаил Сергеев.