Ведущее издательство строит информационную инфраструктуру в своем новом офисе на базе структурированной кабельной системы, компьютерной и телефонной сетей. Крупнейшее российское издательство "Эксмо" (http://www.eksmo.ru) выпустило свои первые книги в 1993 г. Сегодня предприятие выпускает в месяц более 500 наименований, а общий годовой тираж превышает 55 млн экземпляров. Фактически на долю "Эксмо" приходится каждая восьмая книга в нашей стране, а с 2001 года издательство выступает еще и в роли книготорговой организации. В 2002 году предприятие приобрело для своей новой штаб-квартиры шестиэтажное здание на улице Клары Цеткин. Имевшиеся к тому времени в старом офисе компьютерная сеть и телефонная станция с трудом справлялись с поддержкой быстро растущего бизнеса, поэтому на новом месте "было решено сделать все как следует и с запасом". Основу ИТ-инфраструктуры современной фирмы, как известно, образуют три составляющих - кабельная, компьютерная и телефонная сети. Кабельная информационная проводка, которая выполняется в виде структурированной кабельной системы (СКС), является фундаментом для компьютерной и телефонной сетей. И уже на базе последних функционируют прикладные системы. При переезде издательство не собиралось принципиально менять бизнес-процессы и существующее программное обеспечение - главной задачей было создать более совершенную информационную среду для дальнейшего развития. Серверное и компьютерное оборудование переехало без особых изменений, при этом производительность волоконно-оптического канала Equant, используемого "Эксмо" для доступа в Интернет, была увеличена с 1 Мбит/с до 2 Мбит/с.
Выбор
В результате небольшого тендера, в котором принимали участие четыре фирмы-интегратора, в качестве проектировщика и строителя ИТ-инфраструктуры нового здания была выбрана московская группа компаний "Телеком-Сервис ИТ" (в дальнейшем изложении - "Телеком-Сервис", http://www.teleserv.ru). Решающую роль здесь сыграли выгодные условия, предложенные этим интегратором, а также положительные отзывы коллег "Эксмо": специалисты "Телеком-Сервиса" уже выполнили аналогичный комплексный проект осенью 2001 г. на Тверском полиграфическом комбинате. По словам руководителя отдела сетевых проектов "Телеком-Сервиса" Сергея Чистякова, первая стадия работ, продолжавшаяся около трех месяцев, включала согласование коммерческого предложения, а также составление технического задания и спецификаций. В это время в новом офисе "Эксмо" выполнялись строительные работы, которые технологически трудно совместить с прокладкой кабеля и установкой оборудования. На этой же стадии происходил выбор конкретных производителей активного сетевого оборудования, УАТС и пассивного оборудования СКС. "Телеком-Сервис" является официальным партнером сразу нескольких известных вендоров, поэтому возможность выбора у "Эксмо" была достаточно широкой. Основными критериями были соотношение цена/качество, положительный опыт и удобство работы, а также наличие гарантий. В старом офисе "Эксмо" не было СКС, что вызывало различные проблемы при эксплуатации сети. Поэтому на новом месте было решено установить кабельную систему с максимальной производительностью и гарантированной надежностью. Варианты СКС без системной гарантии производителя даже не рассматривались. В конечном итоге предпочтение было отдано известной системе среднего ценового диапазона производства Molex PN. "Телеком-Сервис" является одним из наиболее активных российских партнеров-инсталляторов этой фирмы. В "Эксмо" было решено установить медную СКС категории 5е, так как на рабочих местах используется сеть Fast Ethernet, и только в межэтажных и межсерверных соединениях используется технология Gigabit Ethernet. Проводка категории 5е позволяет пропускать трафик Gigabit Ethernet. Альтернативный вариант СКС категории 6 стоил бы как минимум на 20% дороже, но при этом трудно сказать, насколько выше оказалась бы производительность. Помимо этого на межэтажных соединениях предполагалось использовать и оптический кабель. При выборе активного сетевого оборудования первоначально изучалась возможность применения оборудования Cisco Systems. Устройства Cisco уже использовались в операторской части корпоративной сети (где было установлено оборудование Equant), обеспечивающей доступ в Интернет и связь с удаленными офисами. Однако это оборудование оказалось слишком дорогим в рамках выделенного бюджета, по той же причине "не прошли" коммутаторы Cajun производства Avaya. Первым приемлемым по цене оказалось решение на базе устройств SuperStack 4400 и 4950 производства 3Com. Немного дешевле были коммутаторы Allied Telesyn, но у "Эксмо" был не очень удачный опыт их использования, поэтому решено было остановиться на оборудовании 3Сom. Дополнительными аргументами в пользу SuperStack стали высокая масштабируемость и простота управления, а также умеренная стоимость обучения специалистов и возможность быстрой замены вышедшего из строя оборудования. Варианты более дешевых устройств без интеллектуальной коммутации были отвергнуты. И, наконец, выбор телефонной станции практически был предопределен положительным опытом использования Definity на Тверском полиграфическом комбинате. Хотя это и достаточно дорогое решение, издательству нужна была станция корпоративного уровня. В качестве альтернатив могли рассматриваться УАТС Siemens и Ericsson, но, как пояснил Сергей Чистяков, первая стоит еще дороже, а у второй достаточно сложное (и, соответственно, дорогое) обслуживание, в частности, интерфейс программирования. Конечно, при выборе станции были рассмотрены варианты и из более низкой ценовой категории, но здесь достаточно велика была вероятность того, что их последующая эксплуатация быстро "съест" все сэкономленные средства. Кроме того, Definity обладает богатыми возможностями интеграции с устройствами других производителей и последующей модернизации. "Телеком-Сервис" был готов осуществлять не только ввод системы в эксплуатацию, но и последующее сопровождение Definity в издательстве, но заказчик счел целесообразным подготовить собственного специалиста. Это, по мнению Сергея Чистякова, вполне разумное решение для такого числа абонентов, тем более что параллельно инженер с такой подготовкой может выполнять и обязанности системного администратора компьютерной сети.
Реализация
После выбора оборудования и утверждения спецификаций осенью 2002 года - параллельно со строительными работами - началась установка и наладка оборудования. В разное время, в зависимости от фронта работ, здесь было занято до десяти человек. На этом этапе больше всего времени в новом здании провел бригадир монтажников "Телеком-Сервиса" Александр Пальчиков, которого строители и сотрудники "Эксмо" постепенно стали воспринимать как штатного сотрудника издательства. В установке и настройке оборудования принимали непосредственное участие также инженеры ИТ-отдела "Эксмо". И наконец в апреле 2003 года издательство начало переезд в новое здание. Сразу возникла необходимость в корректировке расположения рабочих мест и даже кроссовых шкафов. Как отметил технический директор "Эксмо" Игорь Попов, "...никто не может виртуально рассадить персонал по рабочим местам, как бы тщательно ни проводилось первоначальное планирование". Однако наличие СКС избавляет от необходимости тянуть провода или менять какие-то кабели при перемещении рабочих мест сотрудников - все изменения конфигурации делаются посредством перекоммутации в кроссовых шкафах. Тем не менее участникам проекта пришлось в числе прочего переносить на новое место кроссовый шкаф, к которому было подведено почти 150 пар: в комнате, где первоначально собирались установить этот шкаф, сотрудники издательства впоследствии решили сделать кладовку для хранения книг. Такие неизбежные рабочие трудности успешно преодолевались совместными силами специалистов "Телеком-Сервиса " и ИТ-отдела "Эксмо". После переезда, к концу лета 2003 года, штат издательства вырос более чем на 20%. Сейчас в "Эксмо" работает около 400 человек, из них 300 располагают компьютерами на рабочих местах. В сети насчитывается порядка 800 портов СКС, 380 телефонных номеров. Кроме того, на базе оборудования "Гудвин" стандарта DECT функционирует микросотовая сеть на 50 номеров, которая позволяет части сотрудников свободно перемещаться по зданию, не прерывая связи с корпоративной телефонной сетью. DECT-система было внедрена собственными силами сотрудников ИТ-отдела "Эксмо". По словам Игоря Попова, аналогичную систему можно развернуть и на базе Definity, но решение российского производителя оказалось намного дешевле. Руководство издательства решило не ограничиваться функциями доступа в Интернет и подключения удаленных офисов (LAN-to-LAN), а прибегнуть к услугам компании "Гарс Телеком", которая совместно с оператором сотовой связи "Мегафон" предлагает интеграцию офисной и сотовой телефонии. Такая интеграция позволила ряду сотрудников "Эксмо" пользоваться своими сотовыми телефонами как офисными (например, набирать для дозвона своим коллегам по работе сокращенные номера, переадресовывать на сотовую трубку звонки, приходящие на офисные телефоны) и при этом значительно экономить на междугородних звонках. "Гарс Телеком" давно сотрудничает с "Телеком-Сервисом" в серьезных комплексных проектах - "Гарс" оснащает офисы компаний и бизнес-центры современными телекоммуникациями, а "Телеком-Сервис" устанавливает компьютерные и телефонные сети. Наряду с системой документооборота на основе Lotus Notes и бухгалтерским комплексом "1C" в издательстве функционирует ERP-система собственной разработки на базе СУБД Oracle для поддержки бизнес-процессов. Пока она вполне справляется со всем производственным циклом, начиная от прихода автора с рукописью в издательство до передачи заказа в типографию. Кроме того, в компьютерной сети "Эксмо" поддерживается огромный архив макетов книг и действует развитая система допечатной подготовки изданий. В сети установлено около 50 компьютеров Macintosh, на которых работают художники и дизайнеры, пять профессиональных планшетных сканеров, система фотонабора и четыре установки для получения цифровых цветопроб. Это оборудование порождает весьма интенсивные потоки данных; в частности, компьютеры Macintosh уже давно оборудуются встроенными адаптерами Gigabit Ethernet. "Сердце" информационной системы - серверная комната, в которой установлено более 10 серверов, центральный кросс УАТС, главный коммутатор, а также оборудование Equant, обеспечивающее доступ в Интернет. Центральный коммутатор 3Com SuperStack 4950 поддерживает до 10 гигабитных соединений, обладая, таким образом, необходимым запасом производительности на ближайшее будущее. На каждом этаже присутствуют коммутационные шкафы с коммутаторами 3Com SuperStack 4400 и этажными кроссами. Всего в сети проложено почти 2 км кабельных каналов, 42 км медного и 500 м оптического кабеля, а также 1 км многопарного телефонного кабеля.
Что дальше
Руководство издательства отмечает, что выделенные на оснащение нового офиса средства потрачены весьма эффективно. Все сотрудники обеспечены необходимыми телефонными и сетевыми ресурсами, при этом создан неплохой задел на будущее. "Установленные сети обладают значительным запасом расширяемости и масштабируемости и позволят удовлетворить потребности предприятия в информационной инфраструктуре на ближайшие годы, - говорит начальник отдела бизнес-администрирования "Эксмо" Марат Бабаян. - В старом офисе у нас была куча проблем, связанных с низкой производительностью сети. Теперь скорость коммутации намного возросла, появилась возможность мониторинга". По мнению Игоря Попова, в недалеком будущем издательству предстоит покупка еще одного, третьего кабинета Definity, а также ленточной библиотеки для резервного копирования. Требует дальнейшего развития и система бесперебойного питания. На первом этапе из-за ограниченного бюджета пришлось купить ИБП только для серверной комнаты, тем не менее остальная проводка подготовлена к модернизации электропитания. Во всем здании установлены розетки двух цветов - белого и зеленого. К зеленым розеткам подключаются компьютеры и другие чувствительные к изменению напряжения устройства, а белые предназначены для включения осветительных, нагревательных и других некритичных к скачкам питания приборов. Провода от розеток разного цвета разведены по разным щиткам. Со временем все зеленые розетки будут подключены к отдельному ИБП. С окончанием реализации проекта сотрудничество с "Телеком-Сервисом" не заканчивается - за интегратором остается выполнение гарантийных обязательств, кроме того, между партнерами существует договор, предусматривающий последующие изменения конфигурации сети и при необходимости прокладку новых кабельных каналов.