Универсальный оператор связи «Гарс Телеком» подвел итоги деятельности за 2008 год. Так, бизнес компании вырос на треть, до более полумиллиарда рублей, причем основной доход принесли сервисы передачи данных и доступа в Интернет, а не блок интеллектуально-емких сервисов, как в прошлые годы. На деятельность и планы компании повлияла сложившаяся макроэкономическая ситуация. В частности, снизилось потребление трафика, были отменены или заморожены некоторые девелоперские проекты, приостановлено развитие в регионах. Однако при всем этом компания видит новые драйверы для дальнейшего агрессивного роста, которые в ближайшие два года позволят сохранить динамику развития «Гарс Телеком». Профиль деятельности «Гарс Телеком» – управление телекоммуникациями, реализация интеграционных проектов и предоставление услуг связи и передачи данных. Компания ориентирована на работу с крупными корпоративными клиентами и операторами связи, которым наряду с традиционными телеком-сервисами оказывает услуги в области телеком-консалтинга, аутсорсинга услуг связи и телеком-инфраструктуры, а также управления телеком-бюджетом. Компания реализует в России специализированные телеком-решения для рынка коммерческой недвижимости в международном формате BLEC (Building Local Exchange Carrier), а также развивает практику телеком-консалтинга на российском рынке девелопмента. В 2008 году банк обслуживаемых «Гарс Телеком» коммерческих площадей превысил 3 млн кв. м. С 2003 года «Гарс Телеком» является российским виртуальным оператором мобильной связи для корпоративного сектора (MVNO, Mobile Virtual Network Operator). В качестве хост-операторов выступают «МегаФон» и «СкайЛинк». В число крупных корпоративных клиентов компании входят ТНК-BP, «Интеррос», Ehrmann, ИГ «Капиталъ», «Мосфильм», «Эксмо», НК «Альянс», «Русснефть», Epson, JVC, Schneider Electric, Fiat, «Калинка-Стокманн», Strabag, ITE и др. Совокупная выручка «Гарс Телеком» по итогам 2008 года составила 528,178 млн рублей (без учета НДС), превысив на 28,2 % показатель по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Структура доходов группы компаний претерпела изменения: остававшийся локомотивом развития «Гарс Телеком» последние четыре года блок интеллектуально-емких сервисов (аутсорсинг услуг связи и телекоммуникаций, телеком-консалтинг, аудит в области услуг связи, а также интеграционные проекты) «уступил» доходам от сервисов передачи данных и доступа в Интернет. Выросли и доходы от предоставления доступа к услугам телефонной связи. Сервисы передачи данных и доступа в Интернет принесли компании 207,046 млн рублей, или 39,2 % выручки, увеличив показатель прошлого года на 27,3 %. Выручка от услуг телефонной связи выросла на 38 % и составила 139,967 млн рублей, или 26,5 % выручки. Интеллектуально-емкие сервисы принесли 181,165 млн рублей, показав рост на 14,4 %. Несмотря на то что доля последних в структуре выручки снизилась с 38,3 % в 2007-м до 34,3 % в 2008 году, «Гарс Телеком» второй год подряд сохраняет статус лидера на рынке телеком-аутсорсинга, по данным Национальной премии в области аутсорсинга «Атланты бизнеса». Что касается влияния кризиса на компанию, то здесь в «Гарс Телеком» отмечают не только отрицательное направление, но и положительное. «Гарс Телеком» как компания, работающая только с корпоративными клиентами, осенью 2008 года оказалась в «эпицентре» и на себе испытала снижение деловой активности. Забавно было читать официальные заявления представителей бизнеса о «незначительных» сокращениях персонала, – рассказывает управляющий «Гарс Телеком» Павел Гореньков. – По изменениям в потреблении интернет-трафика было очевидно, что компании сократили не мене 20 % сотрудников. А банковско-финансовые организации иной раз – до 80 %. За три предновогодних месяца сокращение трафика на рынках двух столиц достигало 30 %. Компания «Гарс Телеком» в результате сложившейся в экономике ситуации недополучила 6,8-7,1 % выручки». Кризис обусловил и снижение динамики сдачи девелоперских проектов в Москве и Санкт-Петербурге, в результате чего 453 тыс. кв. м проектов с участием «Гарс Телеком» отменены или заморожены на неопределенный срок. Однако, по словам директора по развитию «Гарс Телеком» Евгения Олейника, значительное количество объектов офисной недвижимости находятся на разной стадии завершенности. В целом же в течение 2008 года «Гарс Телеком» удалось сделать задел на несколько лет вперед. Так, если по итогам 2007 года компания обслуживала 1505 тыс. кв. м коммерческих площадей клиентов, то к середине 2008 года банк проектов вырос более чем на 1000 тыс. кв. м, а еще свыше 3000 тыс. кв. м находилось в разработке. До конца 2009 года компания намерена начать обслуживать еще около полумиллиона квадратных метров коммерческих площадей. Что касается позитивных моментов, то здесь в компании отмечают возможность увеличить клиентскую базу за счет повальной клиентской миграции и готовность компаний рассматривать смену существующего оператора связи. «В Санкт-Петербурге немного меньше, чем в Москве, но поменяли офисы до 20 % компаний. Части клиентов после увольнений оказались не нужны имеющиеся площади, часть клиентов не в состоянии платить арендные ставки и вынуждена искать офис классом ниже. Отмечено несколько случаев, когда клиенты, наоборот, повышали класс офиса – ставки на премиальную недвижимость снизились более чем вдвое. Миграция клиентов означает, что клиенты «везут» за собой и телеком-систему. В новом месте им требуется заново построить и подключить телефон и Интернет. В то же время на «старое» место выехавшего клиента приходит другой, которому компания также начинает предоставлять услуги связи», – рассказывает директор по коммуникациям «Гарс Телеком» Михаил Сергеев. Кроме того, макроэкономическая ситуация сделала нерентабельным бизнес мелких телеком-компаний, работавших в сегменте низких цен и неспособных обеспечивать соответствующий классу здания уровень качества обслуживания. Все это позволило компании «Гарс Телеком» к концу 2008 года начать переговоры о сотрудничестве более чем с тремя десятками офисных центров. Макроэкономическая ситуация внесла некоторые коррективы и в планы компании. Стратегия «Гарс Телеком» основывалась в том числе на динамике ввода офисных площадей премиальных классов. Однако, как сообщают в компании, вместо 2 млн квадратных метров, которые планировалось ввести в двух столицах в 2009 году, будет введено в лучшем случае 400 тыс. «Очевидно, что планировавшийся ежегодный рост в 40-50 % в нынешних условиях сложен для реализации, – подытоживает Михаил Сергеев. – Однако появились новые драйверы – переезды компаний, а также большая доступность в плане обновлений обслуживающих операторов связи. С начала 2009 года «Гарс Телеком» активно использует эти драйверы для роста бизнеса». Отразился кризис и на региональных планах компании. Напомним, что в начале 2007 года были объявлены пять регионов, интересных «Гарс Телеком» для начала бизнеса, – Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Ростов и Калининград. Представительство в Санкт-Петербурге начало работать в 2007 году (см. новость раздела «Операторы Петербурга» от 26 апреля 2007 г.), однако, учитывая текущее положение, активное развитие за пределами двух столиц приостановлено, так как планы региональной экспансии основывались на росте коммерческой недвижимости в городах-миллионниках. При этом в компании отмечают, что экспансия может состояться, если будет найдена и приобретена региональная работающая телеком-компания схожего с «Гарс Телеком» профиля. В целом стратегические планы компании – рост в качестве ведущего оператора для корпоративного рынка – не изменились, но изменились даты достижения заявленных показателей. Напомним, что ранее «Гарс Телеком» заявлял о планах занять к 2010 году до 20 % московского рынка услуг связи для бизнес-центров и 15 % в Санкт-Петербурге. На данный момент, по собственным данным, «Гарс Телеком» занимает 9 % московского рынка в сегменте средних и крупных корпоративных клиентов. Данных по Санкт-Петербургу нет. Касательно положения «Гарс Телеком» среди прочих игроков рынка, то в самой компании отмечают свое уникальное положение. «Подавляющее большинство операторов связи развиваются в качестве универсальных, предоставляя услуги как корпоративным клиентам, так и частным. Несмотря на кажущееся более эффективное заполнение сети (днем сетью пользуются корпоративные клиенты, вечером и ночью – частный сектор), подходы к организации обслуживания в сегментах разный. Бизнес-абоненту важны сервис, бесперебойность и скорость, а частному лицу важнее стоимость. Службы сервиса и технической поддержки для разных сегментов принципиально разные, так же как и строение сети, работа с заявками и т. д. Второй момент – компания эксклюзивно реализует на территории России решение по обеспечению телекоммуникационными услугами офисной недвижимости уровня BLEC (Building Local Exchange Carrier). Итог: с точки зрения бизнес-модели у компании нет конкурентов. Близко по формату работает компания Orange Business Services», – резюмирует Михаил Сергеев.