Оператор «Гарс Телеком» отчитался за прошлый год. Компания стала обслуживать в два раза больше объектов коммерческой недвижимости, однако выручка ее выросла менее чем на 1%. В минувшем году бизнес «Гарс Телеком» подвергся кардинальным изменениям из-за кризиса. «Произошедшие в конце 2008 г. глобальные макроэкономические катаклизмы привели к существенной смене клиентского ландшафта, — рассказывает коммерческий директор „Гарс Телеком“ Евгений Пикерсгиль. — Учитывая, что пул клиентов компании составляют представители всех отраслей экономики, его эрозия фактически отразила ситуацию в экономике страны: 3% предприятий закрылись, 88% сократили штат, 95% пересмотрели условия обслуживания, а 36% — сменили поставщика телеком-услуг». По словам управляющего «Гарс Телеком» Павла Горенькова, определяющим фактором рынка корпоративных телекоммуникаций минувшего года стали массовые переезды клиентов, которые начались еще в третьем квартале 2008 г. Компания сменила стратегию: «Новая стратегия эксплуатирует миграцию клиентов и направлена на резкое увеличение количества обслуживаемых офисных центров, — рассказывает директор по коммуникациям „Гарс Телеком“ Михаил Сергеев. — Инструментами новой политики стала обновленная тарифная сетка („премиум“ качество по доступным ценам), рост штата сотрудников (+91%), строительство последних миль до бизнес-центров (+96% — до 187 объектов)». «Действительно, в этом году наблюдалась активная миграция арендаторов бизнес-центров, — признает генеральный директор „Комкор“ (торговая марка „Акадо Телеком“) Леонид Гуштуров. — Но более важной тенденцией прошлого года мы считаем постепенный отказ от практики заключения эксклюзивных договоров на предоставление услуг связи на объектах коммерческой недвижимости». Пресс-секретарь «Комстар-ОТС» Екатерина Невская напоминает, что миграция клиентов была характерна и для 2008 г. — многие меняли офисы на более низкие по стоимости, или, наоборот, переезжали в бизнес-центры высокого класса, где стоимость аренды снижалась. «Один из основных трендов в сегменте бизнес-центров в 2009 г. — это то, что понятие „эксклюзивного“ оператора связи начало медленно, но верно уходить в прошлое. Владельцы бизнес-центров стали более лояльны к присутствию нескольких операторов на одном объекта», — соглашается она. «В 2009 г. заказчики стремились оптимизировать свои затраты на связь, обращали пристальное внимание на существующие тарифы, закрывали офисы. В связи с этим больше были востребованы решения по оптимизации телекоммуникационной инфраструктуры, услуги для совместной работы, позволяющие сократить число бизнес-поездок», — констатирует пресс-служба Orange Business Services. «В сегменте крупных корпоративных клиентов объем потребления услуг не только не уменьшился, а, наоборот, стал расти. Тем не менее, вопрос стоимости услуг стоял довольно остро. Поэтому мы сделали ставку на индивидуальное комплексное предложение, в рамках которого могли предложить клиенту необходимый набор услуг по адекватной цене. Как показали результаты года, выбранный нами подход полностью себя оправдал», — доволен Леонид Гуштуров. «За 2008 и 2009 гг. охват коммерческой недвижимости „Комстар-ОТС“ увеличился на 61% до 6,8 млн кв.м», — поделилась Екатерина Невская. Как отмечает «Гарс Телеком», за год от оператора ушли 26% клиентов сегмента SMB с ARPU до $2 тыс. и 3% клиентов с ARPU от $5 тыс. В то же время, компания набрала 41% новых клиентов, что позволило сохранить доходы. Совокупная выручка по итогам 2009 г. составила 532,462 млн руб. без НДС (по сравнению с 528,178 млн руб. в 2008 г.). Структура доходов «Гарс Телеком» сохранилась: 64,28% выручки составили услуги интернет-доступа и телефонной связи (342,253 млн руб. против 347,022 млн руб. годом ранее). Блок интеллектуальноемких сервисов (аутсорсинг услуг связи и телекоммуникаций, телеком-консалтинг, аудит в области услуг связи, а также интеграционные проекты) принес 190,209 млн руб. выручки против 181,165 млн руб. годом ранее. «Гарс Телеком» рассчитывает в ближайшие 2-3 года охватить сетями 85% всех офисных зданий Москвы и 30% — Петербурга, что позволит восстановить докризисные темпы роста бизнеса. «Начало 2010 г. позволяет надеяться на „оживление“ рынка: корпоративные заказчики возобновляют инвестиции в развитие бизнеса и в телеком-инфраструктуру в том числе», — соглашаются с прогнозами представители Orange Business Services.