Масштабы сотовой связи в нашей стране продолжают расти. Число абонентов в сетях GSM, определяемое по количеству действующих SIM-карт, превысило 100 млн. Этот сектор телекоммуникационного рынка становится все более зрелым, и все больший интерес его участников привлекает деятельность MVNO - виртуальных операторов мобильной связи. К сегменту MVNO относятся операторы, которые не имеют собственной сети, - они приходят “на все готовое” и продают услуги под своей торговой маркой. Сейчас в мире насчитывается около трехсот MVNO, а к 2007 г., по прогнозам, их будет уже пятьсот. Сегодня за рубежом услуги этого типа начинают оказывать предприятия, очень далекие от телекоммуникационного бизнеса, скажем сети автозаправок или супермаркетов. Иоахим Линц, управляющий директор компании Linz Teleconsulting LTC, говорит, что MVNO являются специалистами в области разработки новых услуг и хост-операторы, заключающие с ними соглашения, получают новые клиентские сегменты, с которыми они сами не могут или не хотят работать. То есть MVNO открывают для традиционных операторов сотовой связи новые рынки и возможности для бизнеса. Одним из рекордсменов по созданию MVNO является Дания. Здесь этот рынок уже близок к насыщению и входящие в него компании собирают до 20% общего абонентского дохода. А в Германии фирма Debitel подписала MNVO-контракты со всеми четырьмя операторами UMTS и в результате может обеспечить лучшее 3G-покрытие в стране. Кстати, Debitel - самый большой MVNO в Европе, имеющий контракты с пятнадцатью операторами и столь же успешно обслуживающий абонентов в Голландии, Франции и ряде других стран. “В России телекоммуникационный рынок достиг больших успехов и уже существенно превышает среднемировые показатели, - отметил Карл Йоханнессон, генеральный директор J'son & Partners. - Уровень проникновения сотовой связи в мире не превышает 30%, а в РФ он достиг 75%; фиксированной связи - 25 и 30%, Интернета - 10 и 12% соответственно”. Далее г-н Йоханнессон ссылается на падение месячного дохода от одного клиента (ARPU) в российских компаниях сотовой связи с 15 долл. в 2003-м до 8,5 долл. в нынешнем году. “Здесь и начинаются возможности MVNO”, - уверяет он. Пока в России еще не созданы условия для организации MVNO. По словам Юрия Домбровского, председателя совета директоров компании “Tele2-Россия”, в нашей стране есть несколько предприятий (например, Matrix Telecom, ЦТ, Country Com), деятельность которых можно рассматривать как MVNO, но все же их следует называть сервис-провайдерами, поскольку законодательно пока не разрешено создание мобильных виртуальных операторов. У нас, кажется, все уже понимают, что приход на рынок MVNO означает расширение набора услуг, интенсификацию их продвижения, а следовательно, рост потребления новых сервисов. Это отнюдь не конкуренты основным операторам, они скорее создают дополнительную бизнес-среду для них, увеличивают абонентскую базу за счет привлечения ранее недоступных сегментов рынка. MVNO способствуют повышению конкурентоспособности своих партнеров-операторов, у которых уменьшаются дебиторские риски, растет прибыль от дополнительной продажи трафика, снижаются угрозы, связанные с оттоком абонентов, и повышается инновационность без дополнительных капитальных затрат. “MVNO часто внедряют хитрые, изощренные услуги, - утверждает Юрий Домбровский. - Благодаря им хост-оператор накапливает опыт и нередко сам создает MVNO. Появление виртуальных мобильных операторов свидетельствует о движении рынка к более жесткой конкуренции”. Роль MVNO особенно сильно возрастает при переходе компаний мобильной связи к сетям третьего поколения. Капитальные затраты на абонента 3G-сетей в несколько раз выше, чем для 2G. Поэтому остается актуальной задача повышения отдачи сделанных инвестиций и уменьшения рисков владельцев сетей. Привлечение MVNO уменьшает затраты на вход компаний в 3G-бизнес, при этом абонентская база растет значительно быстрее, чем без них. Интерес российских предпринимателей к MVNO очень велик. Об этом свидетельствуют итоги первой международной конференции “Операторы виртуальных сетей мобильной связи в России”, проходившей в Москве в конце сентября. Она собрала более сотни представителей бизнеса - как операторских компаний, так и корпоративных сетей связи. Павел Гореньков, генеральный директор “Гарс Телекома”, выступая на конференции, рассказал об опыте внедрения специализированного MVNO для корпоративного рынка. “Гарс” - это телеком-бутик, ориентированный на работу с крупными корпоративными клиентами. Большие операторские компании зачастую не могут предложить клиенту тот набор услуг, который он хочет. “Гарс Телеком” же, наоборот, оптимизируется “под клиента”. Года два назад “Гарс Телеком” стал прорабатывать вопросы создания комплексных услуг фиксированной и мобильной связи (FMC). Для этого была достигнута договоренность о сотрудничестве с компанией “MегаФон”. Много времени ушло на отладку биллинга и на создание юридической конструкции для FMC. Что дает такой MVNO корпоративному клиенту? В первую очередь - один счет. К этому надо добавить единые тарифы, создание групп пользователей с разным статусом, повышение эффективности управления персоналом, рост КПД сотрудников и эффективности компании в целом, т. е. все, что называется одним словом “удобство”. А в чем выигрыш оператора? Он получает рост лояльности клиентов и возрастание ARPU до 50-200 долл., что вполне соответствует западным стандартам телекоммуникационного бизнеса. “Деятельность крупных компаний распределена между десятками офисов; при этом скорость и надежность коммуникаций напрямую влияют на эффективность бизнеса, - подчеркнул г-н Гореньков. - В отличие от розничного сектора здесь совсем другой подход к сервисам, и качество связи для таких предприятий важнее цены”.