Есть целая категория b2b-стартапов, которые, не работая на конкретную индустрию, предлагают технологии, радикально улучшающие показатели уже существующего состоявшегося бизнеса в различных направлениях. От инновационных коммуникационных систем, созданных под нужды конкретного бизнеса, до интеграции внутри компании-клиента его внутренних бизнес-процессов на IT-платформе — тут есть на чем зарабатывать.

Если на стороне b2c-проектов — выглядящие сейчас безграничными ресурсы интернет-среды и ее пользователей, технологии обработки пользовательской big data и до сих пор изумляющая всех красота новых решений для конечного пользователя, то на стороне b2b-проектов — не меньшие корпоративные деньги и, что достаточно важно, квалифицированный и искушенный потребитель. Если интернет-сервис по передержке кошек и собак может позволить себе быть решением технически несложным или сравнительно малотехнологичным (чаще всего за успешными стартапами в этой сфере стоит сильная «социальная» идея), то партнеры b2b-сервисов обычно хорошо знают, насколько высокие требования предъявляет к поставщикам этого сервиса любая крупная компания. Он должен одновременно иметь блестящую идею и быть идеален по исполнению: такой стартап обречен на высокую капитализацию и счастливое будущее. Но это сито с гораздо меньшим диаметром ячейки — хотя просеивает оно золотой песок.

Одним из партнеров стартап-акселератора GenerationS, стал частный инвестор Александр Румянцев. В рамках сотрудничества с GenerationS один из самых активных российских бизнес-ангелов уже проинвестировал в пять проектов и еще в три инвестор планирует вложиться в ближайшее время. Сам он называет проекты, которые его интересуют, «технологичными IT-проектами». Впрочем, по его словам, в проектах, ориентированных на новые социальные сети, создание маркетплейсов, и прочих конкуренция слишком высока, чтобы это было основной «мишенью». Медицина, спорт, экология и финтех — это более интересно. При этом в отношении самих стартапов инвестор действует как классическая b2b-компания — для того, чтобы команда стартапа могла сконцентрироваться на доработке продукта и отработке стратегии продаж, Румянцев, по его словам, в первую очередь предлагает «smart money». Это подразумевает, что помимо предоставленных денежных средств, он «закрывает» вопросы бэк-офиса — от юристов и финансистов до поиска нужных контактов и деловых связей. Разумеется, стартап и сам мог бы разобраться, как все это работает — но, как правило, менеджмент в новообразованной компании большого опыта рутинного управления не имеет, поэтому аутсорсинг организационных вопросов — что, по сути, является нематериальным кредитом, который предоставляется Румянцевым будущей компании.


Сами же стартапы в виде «высокотехнологичных IT-решений» продают не столько «материю» в виде программного кода, серверов, протоколов, обеспечивающих бизнес-потребителю необходимую ему услугу, сколько аутсорсинг части бизнес-процессов внутри компаний-потребителей. И это — явное свидетельство неизбежности той революции, которую принесет смена обычных моделей управления и развития бизнеса, переход к экосистемным решениям.

Ещё один партнер акселератора GenerationS — оператор связи для корпоративного сектора Гарс Телеком. Ориентированный на поиск идей для расширения линейки B2B сервисов — Гарс Телеком — хороший пример того, как может выглядеть в будущем и эволюция подходов к IT-бизнесу, и в целом роль b2b-компаний в бизнес-экосистемах ближайшего времени. Гарс Телеком дочерняя структура группы компаний «МегаФон», спецподразделение по работе с корпоративными клиентами и реализации нестандартных решений работе в сегменте B2B. С формальной точки зрения, это, прежде всего фиксированной связи, специализирующийся на работе с коммерческой недвижимостью и обслуживании арендаторов офисных центров. В то же время Гарс Телеком с 2003 года реализует решение по объединению фиксированной и мобильной связи, фактически выступая виртуальным оператором мобильной связи для корпоративного сектора. Впрочем, на сайте компании все гораздо интереснее. В списке тех услуг, которые продает Гарс Телеком — например, управление кэптивными телеком-активами и в целом управление телеком-бюджетом, «корпоративная мобильная связь по лекалам клиента», «облачные» решения — SaaS (аренда программного обеспечения), BaaS (бэкап как услуга) и IaaS (предоставление вычислительных мощностей в аренду), сервисы на протоколе SIP, и многое другое.

Чему может научить стартап компания, которую в первом приближении можно считать телеком-оператором для офисов, но в которой при более подробном рассмотрении обнаруживается b2b телеком-холдинг самого широкого профиля? Прежде всего, тому, что такой бизнес возможен и, мало того, успешен. Что ищет Гарс Телеком в стартапах? Собственно, возможности развития, которые изнутри видны не всегда так удачно, как стартапам снаружи. Для b2b-стартапа всегда крайне важно понимать, как должен быть устроен бизнес компании, одновременно реализовывавшей проект SMS2Wi-Fi (авторизация пользователей публичных сетей Wi-Fi) и GarsExchange (подключение клиентов к Московской бирже).

Впрочем, наличие консалтинга в продуктовой линейке Гарс Телеком еще раз подтверждает — на b2b-рынке в первую очередь продают управленческие и организационные идеи. Да, они облечены в IT-оболочку. Но от этого не меняется основной принцип: как за всяким сильным b2c-проектом стоит сильная идея, всякий b2b-стартап должен заключать в себе сильную идею в сфере менеджмента. Основывают b2b-стартапы, видимо, особенно увлеченные люди — все же, нужно быть очень уверенным в своей идее человеком, чтобы прийти, например, в ЛУКОЙЛ и сообщить, что вы лучше, чем их подчиненные, сможете управлять частью бизнес-процессов нефтяной компании.

Однако цель очень заманчива: рано или поздно такой бизнес преобразует нынешний деловой мир во что-то новое, еще неизвестное, но заведомо более интересное, чем в 2017 году. И заработает на этом — столько, сколько на деле стоит услуга по преобразованию мира.