В первом полугодии 2015 г. российские виртуальные операторы мобильной связи продемонстрировали невысокий рост абонентской базы. Лидером среди MVNO-компаний по-прежнему остается "Связной Мобайл", но из-за осложнения отношений с МТС проект сейчас практически не развивается. Не видят аналитики рынка серьезных успехов и у других компаний.

Как пояснил финансовый аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин, сегмент MVNO специфический, его темпы роста непостоянны и меняются в зависимости от корпоративных событий. "Например, на динамику развития "Связного Мобайл" могут повлиять события, связанные со сменой собственника в группе "Связной", - добавил он. По оценке Тимура Нигматуллина, MVNO-сегмент занимает "немногим более процента" рынка мобильной связи.

Руководитель департамента беспроводных технологий J`son & Partners Consulting Виталий Солонин утверждает, что положительная динамика есть, но абонентская база виртуальных операторов в России по-прежнему не превышает 1% от количества активных SIM-карт, что "существенно ниже показателей европейского и североамериканского рынков". По его словам, в первом полугодии 2015 г. существенных изменений на российском рынке MVNO не произошло, за исключением того, что происходит поглощение некоторых виртуальных операторов реальными (ПАО "МегаФон" - MVNO-бизнес ГК "Гарс Телеком", ПАО "ВымпелКом" - ООО "Сим Телеком" и др.).

Как утверждают Тимур Нигматуллин и Виталий Солонин, лидер в этом сегменте - "Связной Мобайл". С ними не согласен генеральный директор "ТМТ-консалтинга" Константин Анкилов. По его оценкам, на первое место в этом году вышла "дочка" "МегаФона" - Yota. Правда, количество абонентов у этого MVNO-оператора он оценил лишь приблизительно - "от полумиллиона до миллиона", но, по его словам, проект активно развивается.

MVNO-оператор "Связной Мобайл" начал работу в ноябре 2013 г. на хост-сети МТС. На конец 2014 г. суммарное количество реализованных SIM-карт оператора составило порядка 800 тыс. штук. Точное количество абонентов, подключенных в этом году, в компании не называют. "В 2015 г. количество подключений сократилось - с 1 апреля в нашу сеть вернулись "МегаФон" и "ВымпелКом", - сообщила ComNews PR-директор ЗАО "Связной Логистика" Мария Заикина. Сейчас проект, практически, не развивается из-за осложнения отношений с хост-оператором. "Мы не видим подключений в рамках этого проекта", - сообщил пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников. По данным источников ComNews, в ближайшем будущем MVNO-оператор может перейти с сети МТС к другому представителю "большой тройки" (см. новость ComNews от 6 августа 2015 г.).

Ключевая аудитория этого оператора - владельцы карт "Связного-Клуба". "Связной Мобайл" является продуктом, который в первую очередь эффективно работает за счет связки с программой "Связной-Клуб", пользователи которой лояльны к нашему бренду", - пояснила Мария Заикина. По ее словам, уникальность проекта в том, что клиенты получают не только выгодные тарифные планы, но и набор услуг "вокруг" связи. Это различные бонусы, возврат на карту средств, потраченных на связь, и т.д. Накопленные баллы абоненты могут использовать при покупках и оплате услуг. Гипотетически перспективы для развития проекта есть. По данным пресс-службы компании, количество участников программы лояльности "Связной-Клуб" в 2015 г. превысило 20 млн. Но его судьба теперь зависит от исхода корпоративных противостояний.

Виртуальный оператор Yota ("Скартел") по-прежнему остается одной из самых непрозрачных компаний на рынке. Финансовые и операционные показатели компания не раскрывает. "98% наших SIM-карт являются активными. Это свидетельствует о том, что клиенты лояльны к Yota", - все, что сообщила на запрос ComNews PR-директор Yota Лина Удовенко.

Yota ориентируется прежде всего на молодежную аудиторию. У оператора два конкурентных преимущества - безлимитный Интернет и отсутствие внутрироссийского роуминга. "Наша целевая аудитория - продвинутые пользователи. Это люди, которые привыкли постоянно быть онлайн. Они чаще выходят со своих смартфонов в Интернет, чем звонят или пишут SMS, и не хотят считать, сколько трафика они потратили", - сообщила Лина Удовенко.

По ее словам, кризисные явления в экономике на работе компании отразились слабо. "Мы изначально запускали мобильного оператора Yota в кризисной ситуации, когда рынок телеком-услуг перестал расти, а доходы от голосовых услуг и SMS начали снижаться. Поэтому мы строили свою стратегию с таким учетом, чтобы любые негативные экономические явления как можно меньше влияли на наш бизнес. Например, все валютные контракты на 2015 г. мы заключали либо по фиксированному курсу, либо переводили в рубли", - заявила PR-директор компании. К концу года в планах оператора выдавать SIM-карты в 75 российских регионах (сейчас они доступны в 52).

Виртуальный оператор "Гарс Телеком" данные по подключениям в 2015 г. также не раскрывает. "Можно только отметить, что динамика спроса на услуги с беспроводной составляющей после введения MNP несколько выросла. Однако пока компании еще раскачиваются", - заявил директор по корпоративным коммуникациям "Гарс Телекома" Михаил Сергеев. Услуги виртуальной мобильной связи компания оказывает в пакете с услугами фиксированной связи. Проект рассчитан на корпоративных клиентов. В основном, как утверждают представители "Гарс Телекома", это средние и крупные компании, поэтому экономический кризис на бизнесе отразился не сильно. Хостится MVNO-оператор на сети "ВымпелКома" и "МегаФона".

Возможность продажи виртуальной составляющей бизнеса в компании отрицают. Как заявил Михаил Сергеев, в условиях слабеющего рубля это не выгодно. "Наоборот, интересно приобретать некрупных игроков телеком-рынка с профильной выручкой, чей бизнес в существующих условиях несколько просел", - добавил он.

Не может похвалиться высокими показателями и оператор для гостей России из ближнего зарубежья Aiva Mobile ("дочка" ОАО "МТТ"): за девять месяцев активной работы (коммерческий запуск состоялся в августе 2014 г., а продажи контрактов в Таджикистане стартовали в октябре) его абонентская база выросла лишь до 40 тыс. клиентов. При этом в компании рапортуют, что проект развивается "уверенными темпами" и в планах - к концу года нарастить базу до 100 тыс. абонентов. "Экономическая ситуация повлияла на проект лишь косвенно в конце 2014 г., поскольку в связи с падением рубля снизился и миграционный поток в Россию. Но уже в начале весны 2015 г. оператор начал демонстрировать высокую динамику подключений", - заявили ComNews в пресс-службе МТТ. Отметим, что в первой половине апреля компания сообщала о 35 тыс. подключенных к Aiva Mobile абонентах (см. новость ComNews от 13 апреля 2015 г.), а на конец второго полугодия их число выросло до 40 тыс. Получается, что более чем за 2,5 месяца база виртуального оператора увеличилась всего на 5 тыс. клиентов.

Целевая аудитория Aiva Mobile - представители этнических общин, проживающие временно или постоянно на территории России, и представители бизнеса, работающие с обеими странами. Сейчас оператор работает в Таджикистане. В планах - запуститься в Узбекистане, Киргизии и Финляндии в течение 2015 г. Более точные даты выхода в новые регионы в компании не называют.

Как утверждает Тимур Нигматуллин, в мигрантском сегменте сейчас происходит сокращение рынка, в связи с падением потока сезонных рабочих из ближнего зарубежья. После ослабления рубля работать в России им стало менее выгодно. "Сложно говорить, что это новая точка роста. Тем более что исторически в этой категории самый высокий отток", - считает аналитик "Финам".

Виталий Солонин полагает, что сегмент "MVNO для гастарбайтеров" по-прежнему остается перспективным, несмотря на кризис и некоторый отток мигрантов. "Не случайно "ВымпелКом" рассматривает возможность покупки компании "Сим Телеком", которая специализируется на продажах мобильных контрактов трудовым мигрантам", - отметил аналитик.

Разошлись аналитики и в оценке рынка в целом. Как прогнозирует Тимур Нигматуллин, MVNO будет пользоваться все большей популярностью. "Экономическая ситуация сложная, и в этих условиях операторам придется либо экономить на издержках, либо искать новые ниши с более высокой рентабельностью", - пояснил он. По мнению аналитика, "виртуальные" проекты позволяют реализовывать новые тарифные линейки, различные бонусные программы, дополнительные продукты на основе кобрендинга, например с банковскими картами.

"Если мы говорим о полноценном рынке независимых виртуальных операторов, то явных предпосылок к существенному росту проникновения MVNO в ближайшей перспективе в России, к сожалению, пока нет", - считает Виталий Солонин из J`son & Partners. При этом он отметил, что "Связной Мобайл" и Yota полноценными MVNO-проектами назвать нельзя - первый работает по агентской схеме с МТС, а второй является дочерней структурой "МегаФона". Среди перспективных направлений развития этого сегмента он выделил проекты, связанные с M2M/IoT, а также с реализацией новых бизнес-моделей типа "Wi-Fi first", при которой в случае наличия Wi-Fi-покрытия голос направляется по Wi-Fi (технология Voice over WiFi, VoWiFi), а если сеть Wi-Fi недоступна, то по традиционной сети мобильной связи. "Такая модель позволяет существенно снизить тарифы и эффективно использовать сетевую инфраструктуру оператора. Подобные проекты активно развиваются за рубежом, но российское регулирование не успевает за технологическими инновациями, в результате чего наша страна отстает", - заявил Виталий Солонин.

Генеральный директор "ТМТ-консалтинга" Константин Анкилов в своих оценках еще более категоричен. Он утверждает, что MVNO - это не сегмент рынка, а модель бизнеса, и будущего в России у него нет. "Как правило, все ограничивается сотнями тысяч абонентов. Причина в том, что сами операторы не очень заинтересованы в этом - им проще самим развивать услуги связи", - считает аналитик.