FMC-услуги появились на телекоммуникационном рынке около 10 лет назад. Поначалу на них возлагали большие надежды, но они не оправдались и интерес к FMC заметно ослаб. Однако сейчас он вновь растет, и этот феномен стал основной темой конференции «FMC-2009». В конце 90-х годов прошлого века, когда появилась концепция FMC (Fixed Mobile Convergence), казалось, что объединение возможностей фиксированной и мобильной связи даст грандиозный результат, что позволит сотовым и традиционным телефонным операторам побороться за место на рынке с интернет-выскочками типа Skype и Google. Однако первые и последующие проекты, запущенные и на Западе, и в России, показали, что массового спроса на FMC нет и в обозримом будущем не предвидится. Никаких «убойных приложений», которые, по словам А. Голышко («Интеллект-Телеком»), заставят 100 млн человек потратить лишние $10 в месяц, также нет и уже не будет. Несмотря на солидный по меркам телекоммуникационного рынка возраст, концепция FMC коммерчески так и не созрела, спрос на FMC-продукты до сих пор не сформирован, а маркетинговые подразделения операторов не готовы разъяснять клиентам преимущества конвергентных продуктов. А их на российском рынке не так уж и много: единый телефонный номер, переадресация вызова и доступ к корпоративным базам данных с мобильных телефонов. Пользуются ими главным образом крупные и средние корпоративные клиенты, которым нужна постоянная доступность своих сотрудников или экономичная замена офисной АТС. Причем какого-то заметного роста доходов эти услуги операто¬рам не дают. По данным К. Анкилова (iKS-Consulting) объем доходов от услуг FMC в России в 2007 г. составил $29 млн, а в 2008 г. – $34 млн, или 0,2% рынка сотовой связи. Тем не менее FMC-продукты предлагают многие российские операторы. Этим всерьез занялась «большая тройка». И именно их участие в этом процессе, скорее всего, позволит в ближайшем будущем решить регуляторные проблемы FMC в России (пункт «устранение необоснованных препятствий в оказании услуг FMC» фигурирует в плане одной из рабочих групп, созданных при Минкомсвязи РФ). Хотя и при нынешнем законодательстве операторы научились строить схемы оказания услуг, не вызывающие претензий регулятора, так что официальное «устранение необоснованных препятствий» вряд ли произведет эффект прорвавшейся плотины. Выступавшие на конференции представители «большой тройки» признают, что мегадоходов FMC не приносит. По мнению директора по развитию бизнеса «МегаФон-Москва» В. Кузичева, основной приоритет для операторов при развитии FMC – «быть не хуже других», иначе часть абонентов уйдет к тем конкурентам, у которых эти услуги есть. С ним согласна руководитель направления голосовых и конвергентных услуг «ВымпелКома» Ю. Бабкина: «FMC – это в основном способ удержания имеющихся клиентов, а не получения новых». Кроме того, наличие FMC-продуктов в портфеле оператора помогает продавать другие услуги, приносящие более весомый доход. Потребность в дополнительных услугах есть у многих абонентов, но потребность именно в FMC-продуктах чрезвычайно мала. Для ее формирования с клиентом нужно «грамотно работать», а для этого зачастую сначала надо провести обучение собственных сотрудников службы продаж, ранее занимавшихся только фиксированными или только мобильными услугами (с такой проблемой столкнулся, например, «ВымпелКом» после покупки «Голден Телекома»). Для клиента основным доводом в пользу выбора FMC-решения является возможность сэкономить. Как подчеркнул В. Кузичев, если фиксированные и мобильные услуги от одного оператора в сумме дешевле, чем по отдельности, то разговор состоится, а если нет, то клиент даже слушать не захочет ни о каких преимуществах такого решения. Экономический «крючок» стал основой успеха и «Мобильного офиса», последнего FMC-продукта, предложенного в 2008 г. ветераном российского FMC-рынка компанией «Гарс Телеком». «Мобильный офис» позволяет перенести на мобильные телефоны все привычные функции стационарных офисных телефонов и в некоторых случаях сэкономить на отказе от одного из видов телефонии. Конечно, этот продукт не претендует на массовость, он явно нишевой, но в своей нише пользуется хорошим спросом, который, по словам гендиректора «Гарс Телеком» П. Горенькова, даже превысил ожидания разработчиков. Да и все остальные FMC-продукты, существовавшие ранее и присутствующие сейчас на рынке, относятся к нишевым, но это нисколько не умаляет достоинств концепции FMC. Главное, чтобы компании не тратили больших денег на заведомо провальные попытки вывода такого продукта на массовый рынок. И в нише есть свое счастье.