Рынок телекомтехнологий активно развивается и постоянно предлагает своим клиентам новые сервисы и услуги. Но, как правило, консервативные крупные компании не готовы рисковать и использовать новинки. Всегда есть вероятность, что на первом этапе что-то «упадет» или «подвиснет». Должно пройти время, прежде чем использование новых технологий войдет в привычку. А как быть небольшим компаниям? Возможно, какие-то новинки помогут им существенно сэкономить на связи. И выгода в данном случае превысит риски. Слишком крупная рыба Большинство крупных компаний к новым технологиям относятся настороженно. Причина прежде всего в том, что все новые технологии в телекоме за последние годы не несут кардинально новых идей и не способны изменить бизнес-модели. Основное технологическое развитие происходит в сегменте передачи данных: растут скорости, появляются все новые беспроводные технологии. Но беспроводные технологии уязвимы с точки зрения безопасности. «Например, технология Wi-Fi, ставшая уже вполне привычной. Чтобы службы безопасности «пропустили» решения на ее основе, требуется закупка дополнительного недешевого оборудования. И все равно это не гарантирует утечек данных. С «проводом» спокойнее», - говорит Михаил Сергеев, - директор по коммуникациям «Гарс Телеком». По мнению эксперта, единственное из условно нового, что постепенно завоевывает крупный бизнес, - это решения на базе IP-технологий. Только последние пару лет предприятия стабильно часто строят гибридные сети - прежде всего, благодаря скорости развертывания полноценных дополнительных офисов, которую обеспечивают решения на базе IP. Действительно, полностью избежать применения новинок крупным компаниям не удастся. Чтобы оставаться лидерами, им необходимо увеличивать скорости передачи данных и продолжать работать с большими объемами информации. Еще пять лет назад не было потребности в гигабитных скоростях обмена данными. С каждым годом, с ускоряющимся темпом растут объемы данных, требующих обработки. Основные из последних технологических новинок сводятся к совершенствованию или упрощению процессов обработки информации: повышению наглядности процесса, дистанционному доступу, более простой обработке данных в несколько щелчков мыши, повышению скорости. Сегодня на рынке существует множество решений, которые прекрасно работают с небольшим количеством пользователей и небольшим объемом информации, но при росте числа пользователей и объемов информации в сотни и тысячи раз влекут множество проблем. «Поэтому для крупного бизнеса на первое место выходят требования к масштабируемости решений, возможность интеграции новых продуктов с другими, уже внедренными информационными и телекоммуникационными решениями, а также информационная безопасность: контроль за доступом, обменом информацией внутри компании, ее передачей во внешний мир», - отмечает Олег Блинов, начальник отдела анализа эффективности использования, ресурсов компании «Вест Колл». Александр Сазонов, руководитель отдела строительства сети «Мастертел», считает, что крупные компании-арендаторы похожи только объемами сервисов. В остальном они обладают уникальной инфраструктурой, и говорить о шаблонах в данном случае нельзя. Кто-то обладает первоклассными сервис-инженерами и готов сам эксплуатировать свою телекоммуникационную сеть, арендуя оптические волокна, а кто-то работает только с уровнем протоколов и сервисов, отдавая связь на откуп операторам. Крупным компаниям, по мнению эксперта, действительно важен ассортимент, то есть возможность заказать абсолютно любую услугу: от простого интернет-канала до аренды приложения по запросу с использованием SLA. Средние возможности Возможности использования новых технологий арендаторами из числа средних и небольших предприятий ограничиваются только целесообразностью и особенностями бизнеса. Руководитель отдела строительства сети «Мастертел» наблюдает, что на текущий момент активно развиваются пакеты для небольших компаний, включающие в себя полный спектр телекоммуникационных услуг. Более того, с популяризацией софтверных платформ мелким клиентам стали доступны сервисы, ранее доступные только на крупных АТС и дорогостоящем оборудовании. Начальник отдела анализа эффективности использования ресурсов компании «Вест Колл» также отмечает большую доступность сервисов: «Все большее число интеграторов рекомендует программные продукты с минимальной начальной стоимостью, предлагая оплачивать ежемесячную плату за использование решения (Soft as a Service)». В результате снижается начальная стоимость продукта, и у малого бизнеса появляется возможность использовать качественные решения, первоначально ориентированные на крупный бизнес. К тому же, в ежемесячную стоимость, как правило, входит и поддержка, и консультации по использованию, следовательно, отсутствует необходимость нанимать в штат дополнительных специалистов. Ставшие доступными мобильная связь и передача данных, повсеместное распространение устройств определения местоположения (GPS/Глонасс) и цифровые карты дали мощный толчок к развитию решений, например, для логистических компаний. Определение местоположения автотранспорта, вычисление оптимального маршрута, информирование клиента о времени доставки товара – вот только самый малый перечень задач, решаемых современной системой в области транспортной логистики. Постепенно завоевывающая мир парадигма беспроводности позволяет небольшим компаниям уже сегодня полностью отказаться от «проводов». С распространением беспроводного доступа и домашнего ШПД становится все более популярной удаленная работа вне офиса. «ИТ-специалисты, менеджеры, консультанты, бухгалтеры - все большее число специалистов может выполнять свои должностные обязанности вне офиса. Соответственно, компания получает дополнительную экономию на офисных площадях, а сотрудники экономят на времени, затрачиваемом на дорогу», - говорит Олег Блинов. «Сейчас технологии позволяют получить полноценную офисную телефонию на основе только мобильных телефонов – с сохранением привычной короткой нумерации, системой переадресации и перевода звонков с телефона на телефон, голосовыми приветствиями и голосовыми меню при звонке в компанию. Спрос на такое решение «Гарс Телеком - Мобильный офис» - один из самых интенсивных», - рассказывает Михаил Сергеев. Но и в этом случае, обращение к тем же новым технологиям беспроводной передачи данных оказывается актуальным далеко не всегда. Во-первых, из-за пока еще довольно высокой цены (по сравнению с традиционным проводным доступом). Во-вторых, покрытие беспроводными сетями даже двух столиц неравномерно. Получить одинаковое качество сигнала даже на территории одного офиса удается не всегда. В-третьих, поскольку технологии новые, им присущи все симптомы болезни роста - как более частые обрывы сигнала, так и отсутствие на рынке исчерпывающего предложения по оборудованию. Михаил Сергеев наблюдает второе рождение сервиса видео-конференц-связи. Некогда считавшийся прерогативой крупного бизнеса по причине высокой стоимости внедрения и владения (цена одного только видеосервера начиналась от $50 тысяч, а полноценное решение требовало иной раз не одну сотню тысяч инвестиций), сегодня сервис видео-конференц-связи доступен практически любому предприятию. Это стало возможным благодаря новой концепции предоставления сервиса. Все ключевые дорогостоящие узлы установлены на инфраструктуре оператора. Клиенту требуется лишь приобрести (или взять в аренду) оборудование. Оплата взимается только за время пользования сервисом. Видео-конференц-связь по такой модели демонстрирует очевидную экономическую целесообразность, ощутимо снижая издержки предприятий на командировки. Олег Блинов также говорит о доступности систем видео-конференц-связи. В самом простейшем варианте - Skype - услуга бесплатна и предполагает видеосвязь между двумя пользователями. Примерно 30 рублей в месяц стоит Skype Premium, позволяющий организовывать видеоконференцию с количеством участников 3-10 человек. На рынке много специализированных программ, которые за небольшую ежемесячную подписку позволяют устраивать видеоконференции для неограниченного числа участников. «При элементарной трудовой дисциплине на местах необходимость в командировках может сократиться более чем наполовину», - подсчитывает эксперт. Большой потенциал С ростом мобильного трафика естественным решением стала конвергенция стационарных и мобильных сетей. По мнению Александра Сазонова, потенциально развитие интеллектуальных платформ управления инфраструктурой, включая конвергенцию с мобильными сетями, очень интересно и скоро получит широкое распространение, но пока эта технология не приобрела большой популярности. Удобство таких пакетов в том, что в рамках единого поля можно арендовать платформу для управления всеми коммуникациями компании: e-mail, voice (телефонные звонки, включая голосовые приветствия и сообщения), календари, задачи и другие средства синхронизации данных между пользователями компании, fax2mail, единый план нумерации внутренних абонентов. Причем, по мнению Александра Сазонова, подобные сервисы удобны почти всем клиентам - от мелкого до самого крупного. Решения на основе объединения возможностей IP-технологий и интеллектуальных платформ понадобились в 2008 году в новых условиях. «Требовался продукт, способный системно изменить стоимость владения услугами для предприятий», - вспоминает директор по коммуникациям «Гарс Телеком». В самый разгар кризиса компания произвела масштабный апгрейд сети, на рынок было выведено решение «Вездефон» на основе объединения возможностей IP-технологий и интеллектуальных платформ. Новый продукт позволяет предприятиям отказаться от строительства и содержания двух параллельных сетей - для фиксированной телефонии и передачи данных/доступа в интернет - в пользу последней. Клиенты, независимо от масштаба бизнеса, также избавлены от приобретения и последующего обслуживания АТС. Экономическая эффективность (минус 30-40%) еще заметнее для территориально распределенного бизнеса. Скорость и стоимость обеспечения вновь открываемых офисов снижается вдвое. По мнению экспертов «Гарс Телеком», очевидный тренд завтрашнего дня для нашей страны - переход от традиционных парков компьютеров к системам на основе «тонких клиентов». Системные блоки у каждого рабочего стола заменяются единым удаленным центром обработки данных, а у конечных пользователей остаются мониторы, клавиатура и мышь, а также небольшой сетевой блок. Такие решения дают дополнительную защиту от несанкционированной утечки данных и в среднесрочной перспективе позволяют снизить расходы на содержание парка компьютеров. Однако одни телекомтехнологии активно внедряются, а другие- не получают широкого распространения в корпоративном сегменте. Основные причины этого - стоимость, качество связи и безопасность, считают эксперты. «10-15 лет назад новые технологии в телекоме - прежде всего, по причине дороговизны оборудования - сначала реализовывались в корпоративном секторе. Сегодня все наоборот: сначала технология обкатывается на секторе Ь2с и лишь потом начинает использоваться в бизнесе», - говорит Михаил Сергеев. Ситуация со Skype - типичное тому подтверждение. Сегодня это, прежде всего, розничная услуга, которая используется в Ь2Ь преимущественно небольшими и совсем мелкими компаниями. На нынешнем этапе развития услуга пока что не удовлетворяет требованиям бизнеса по безопасности (закрытый код, непрозрачные и не отслеживаемые алгоритмы прохождения трафика), качеству звука. Наконец, Skype как единая и трансконтинентальная система далеко не всегда находится в правовых полях государств и соответствует местным законам о связи. Внедрение почти любой технологии проходит несколько всплесков популярности, считает Александр Сазонов. Skype, по его мнению, или еще наберет свою популярность на следующем гребне волны, или его заменит другая смежная технология. «Важно, что рост интереса к таким сервисам с ростом мобильных устройств только увеличивается», - говорит эксперт. Безусловно, получит свое развитие беспроводная корпоративная связь. Сегодня все большее число компаний выдает своим сотрудникам мобильный телефон-коммуникатор в качестве обязательного инструмента, используемого в работе. «По моим расчетам, ежемесячно количество таких сотрудников увеличивается на 10-15%», - говорит Кирилл Проскурин, управляющий директор ЗАО «МультиЛайн». Правильная оценка Чтобы понять, что нужно именно вашему бизнесу, руководитель отдела строительства сети «Мастертел» советует нанять партнера - надежного оператора с опытом. В случае же, если компания не может себе этого позволить, она должна самостоятельно следить за новинками, обращать внимание на действия партнеров и конкурентов. «Не стоит стремиться первым опробовать на своем бизнесе все технологические новинки», - считает Олег Блинов. Вместе с тем, нельзя откладывать установку решений, которые уже дали определенный эффект от использования в других компаниях. Надо осваивать те решения, экономический эффект от внедрения которых можно однозначно оценить. Самое главное - не быть заложником внедренных ИТ- и телекомсистем, не бояться своевременно признать ошибочность принятого решения и как можно скорее начать прорабатывать альтернативные варианты, советуют специалисты.
Управление Нежвижимостью: приложение к Commercial Real Estate