Последствия кризиса отразились на телекоммуникационном рынке в меньшей степени, чем на рынке коммерческой недвижимости России. Никаких тебе банкротств, разорений, слияний и поглощений. И пока экономика продолжает медленно снижаться, операторы наращивают прибыль, смело стучатся в незнакомые бизнес-центры и расширяют портфель услуг.
Тихая гавань
Если рынок телекома и переживал кризис, то не так катастрофично, как остальные сектора экономики. Телекоммуникационная отрасль оказалась достаточно устойчивой к изменениям, и кризис ее затронул в меньшей степени, в отличии, скажем, от недвижимости, страхования, масс-медиа, рекламного бизнеса, тяжелой промышленности, горнодобывающих предприятий, металлургии. Впрочем, начиналось для всех одинаково, и главными настроениями осени 2008 года стали паника и осторожность. «Со стороны пользователей телеком-услуг наблюдалось состояние шока и неопределенности, - рассказывает директор по развитию бизнеса ЗАО "Коминфо Консалтинг" Евгений Соломатин. - Некоторые стали лишаться бизнеса, и, так как прогнозы о развитии экономики сильно расходились, компании пошли на резкое сокращение штатов и финансирования на следующий год, в том числе и телеком-услуг». Особенно это было заметно в среднем и малом бизнесе, где, по оценкам аналитиков, планируемое сокращение бюджета на телеком и IT-услуги достигало 50%, в крупном бизнесе – 20-30%. Паника среди потребителей услуг сказалась на доходах телеком-операторов, которые также предприняли ряд превентивных мер, ожидая существенного падения. «Сначала компании, работающие на этом рынке, начали сокращать штаты, потому что они столкнулись с уменьшением количества потребляемых сервисов, - объясняет директор по корпоративным коммуникациям «Гарс Телеком» Михаил Сергеев. - Тем игрокам рынка коммерческой недвижимости, кто остался на плаву, операторы вынуждены были по их же требованию «резать хосты» (то есть снижать издержки на ведение бизнеса), поскольку им нужно было сокращать расходы». Это привело к тому, что падение рынка телеком-услуг уже в октябре-ноябре составило 20-30%. По данным ИК «Финам», капитализация всех МРК (межрегиональные компании связи) снизилась в 2008 году в среднем на 82-91%, у МТС она сократилась на 76%. «Снижение капитализации, сложная отраслевая конъюнктура, дефицит заемных ресурсов и неопределенность относительного дальнейшего развития экономики стали причиной сокращения инвестиционных программ большинства участников телекоммуникационного рынка, - комментирует аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова. - Практически все игроки заявили в первом квартале 2009 года о том, что сокращают персонал и, как минимум, замораживают размеры заработной платы сотрудников». Кроме того, подавляющее большинство компаний сократило в 2009 году капитальные расходы, в среднем на 30-40% относительно первоначальных планов. В начале года все МРК и МГТС повысили тарифы на местную связь в соответствии с уровнем, разрешенным в прошлом году ФСТ (в среднем, на 8%). Однако, по данным «Коминфо Консалтинг», общий объем услуг в Москве, как это ни парадоксально, в денежном выражении не упал, а в рублевом – даже вырос на 2-3%. В крупных городах России потребление телеком-услуг снизилось на 10%, а в более мелких городах и сельской местности – на 30%. Кризис привел к перераспределению клиентских потоков.
Без голоса
Участники и эксперты рынка телеком-услуг отмечают четыре главных тренда, определивших жизнь рынка в конце 2008 и первой половине 2009 года: миграцию абонентов, переход пользователей на более дешевые виды связи – ip и карточную телефонию, потеря клиентов локальными операторами и потеря «эксклюзивности» бизнес-центрами. «В секторе коммерческой недвижимости, выросла популярность услуг по передаче данных: высокоскоростной проводной Интернет, услуги защищенных выделенных корпоративных сетей, VPN-решения», - говорит Виктория Качанова, руководитель подразделения по работе с коммерческой недвижимостью ООО «СЦС Совинтел», группа компаний «ВымпелКом» (бренд «Билайн Бизнес. Таким образом компании пытались оптимизировать расходы на связь. По разным оценкам, снижение расходов на связь составило по отношению к докризисному уровню порядка 20-25%. Зато существенно вырос интернет-трафик (30-40%), потому что многие компании, стремясь сэкономить на голосовой связи, увеличили активность в альтернативных способах взаимодействия: IP-телефония, Skype, электронная почта, ICQ и пр. Особенно вырос межрегиональный трафик. В результате, по оценкам аналитиков, общий телеком-трафик не только не изменился, но и показал рост. Вторым трендом рынка телекоммуникаций стала активная миграция арендаторов. Стремясь найти лучшие условия аренды, они начали менять прописку: переезжать в бизнес-центры с лучшими условиями аренды либо снимать помещения классом выше, но по той же цене. От такой активности абонентов одни операторы пострадали, другие только выиграли. «В выигрыше оказались крупные операторы (Комкор, Комстар, МГТС), имеющие разветвленную сеть точек доступа по Москве, - отмечает Евгений Соломатин. - Им с большим успехом удается удержать мигрирующего арендатора, поскольку они имеют возможность без проблем подключить его на новом месте». Также крупные игроки подхватывали переезжающих клиентов, которых теряли мелкие в силу топографической ограниченности. Именно локальность «карманных» операторов стала причиной потери ими клиентской базы. «Таких компаний в Москве около 40, - говорит Михаил Сергеев, - они обслуживают 5-6 зданий, и они не ставили себе задачи развиваться дальше, поскольку их бизнес приносил доход, в котором был заинтересован владелец объектов и который эти же самые компании и создал». Растущая доля свободных помещений в БЦ и, соответственно, снижение количества корпоративных абонентов, ротация арендаторов, когда удержать в сети старых нет возможности, а подключить вновь пришедших не всегда удается в силу потери зданием «эксклюзивности», заставляют собственников БЦ избавляться от своих теперь уже финансово несостоятельных операторов. Хотя так происходит не всегда. Часть «карманников», наоборот, осталась чуть ли единственным источником стабильного дохода для собственника зданий, испытывающего проблемы с арендаторами и своевременным получением арендной платы.
Сезон охоты
Для того чтобы успешно противостоять кризису операторы с разным успехом начали разрабатывать и внедрять антикризисные меры. Их можно разделить на программы оптимизации деятельности самой компании и новые программы лояльности клиентов. Прежде всего, операторы сократили объемы капвложений, поясняет Татьяна Менькова. Так, Северо-Западный Телеком первым заявил о сокращении инвестпрограммы на 2009 г. на 36% до 5,4 млрд. рублей, УРСИ - до 4 млрд. рублей – почти вдвое. Затем сокращался персонал и расходы на него (в среднем уровень сокращений в начале года составил 10% от докризисного, снижение уровня оплаты труда – порядка 15%), увеличились тарифы (порядка 8-10% в целом по сектору). «Да, некоторые операторы увеличили тарифы, - подтверждает аналитик IKS Consulting Константин Анкилов, - это, с одной стороны, вело к некоторому оттоку клиентов, однако по доходам эти операторы оказывались в выигрыше». Снижение стоимости услуг является действенным инструментом только в очень ограниченном числе случаев, продолжает Леонид Мясоедов, директор службы продаж ОАО «Центральный телеграф». «Например, это эффективно, когда речь идет об очень крупных потребителях, больших компаниях, корпорациях, для которых телекоммуникации - весьма серьезная статья расходов, - поясняет он. - Во многих других сегментах цены еще до кризиса разве что не достигли порога своей окупаемости и сейчас они, напротив, повышаются». Кроме того, некоторые операторы были вынуждены привлекать заемные ресурсы. О готовности занимать на внутреннем долговом рынке заявила компания Вымпелком, а МТС заявили о планах по продлению кредита на $630 млн. Наведя порядок внутри, операторы принялись за клиентскую базу. Главными задачами стали: удержание старых клиентов и привлечение новых. Как уже говорилось, удача в выполнении этих задач сопутствовала крупным игрокам с разветвленной сетью точек доступа. Прежде всего, операторы стали выдвигать более адресные предложения, индивидуально подходить к каждому клиенту. Так, «Билайн Бизнес», разработал ряд специальных тарифов и акций, нацеленных на оптимизацию бизнеса клиентов. «Причем мы предлагаем клиентам не просто низкие тарифы на какие-то отдельные сервисы, - объясняет Виктория Качанова, - а такие решения, которые позволят сократить расходы на услуги связи в целом». А тем, кто не пользуется всем спектром решений – мобильных и фиксированных, компания делает пакетное предложение, когда при покупке одного вида услуг предоставляется скидка на другой вид связи. Комстар запустил акцию, которая предполагает, что если клиент собрался поменять место прописки, оператор предлагают ему переехать в БЦ, где уже работает Комстар, и подключение обойдется клиенту бесплатно. «Билайн Бизнес» не готов строить последнюю милю бесплатно, однако в рамках партнерства в качестве «последней мили» предлагает воспользоваться доступом в Интернет по технологии Wi-Fi, поскольку услуги сотовой связи являются частью корпоративного пакета, в том числе благодаря сетям 3G, запущенным в коммерческую эксплуатацию во многих городах России. «Гарс Телеком» запустил проект «Перевезем бесплатно.ру» и даже открыл одноименный сайт, где доходчиво объясняет, что прокладку сетей нужно доверить профессионалам, которые к тому же готовы взять все расходы по монтажу на себя, если их новый клиент переезжает. «Программа оказалась востребованной, - делится Михаил Сергеев, - но некоторым компаниям приходится отказывать, потому что порой затраты по подключению оказываются слишком велики». Особенно часто приходится отказывать тем, кто уходит в Подмосковье, свои затраты оператор может и никогда не окупить. «Центральный телеграф» совместил три базовые услуги - доступ в Интернет, цифровая телефония и цифровое ТВ в одном пакете и передает по одной физической линии, то есть запустил классический «triple play». Кроме того, оператор предложил услугу IP PBX – виртуальную офисную телефонную станцию. IP PBX заключает в себе возможности современной цифровой телефонии – от обычной переадресации вызовов до полного администрирования виртуальной АТС (назначение номеров, включение / отключение абонентских линий, авторизация услуги и т.д.). «В конце концов, компании просто не нужно приобретать дорогостоящее оборудование – универсальную автоматическую телефонную станцию и тратить время и средства на ее обслуживание, - доказывает Леонид Мясоедов, – все это централизованно делаем мы».
Маленькие помощники
Добровольно утратив «эксклюзивность» (когда в здании предоставляет услуги один-два оператора по договоренности с собственником, остальных туда не пускают), многие бизнес-центры получили не только альтернативных операторов, что положительно сказалось на качестве и стоимости телеком-услуг, но и «маленьких помощников» по поиску арендаторов. Впрочем, удивляться нечему: в условиях их нехватки арендаторов охоту на них устраивают и собственники объектов, и операторы. Так почему бы не совместить усилия? Комкор, Комстар, ГарсТелеком и другие участники рынка сегодня активно расширяют свое присутствие в бизнес-центрах. Даже туда, где уже есть операторы, «стучатся» новые и предлагают подключиться с перспективой на год-два, мотивируя это тем, что с ними могут придти новые арендаторы. «Сегодня этот фактор становится одним из самых значимых для владельцев бизнес-центров, и они широко открывают двери», - объясняет Евгений Соломатин. К примеру, Комкор за последние несколько месяцев подключился к 50-ти бизнес-центрам. Крупные игроки не только активно охотятся за мигрирующей клиентской базой, но и энергично строят сети. Как это ни странно на первый взгляд, несмотря на существенное сокращение финансирования программ развития сетей, темпы их строительства не только не снизились, но и увеличились по сравнению с 2008 годом. Это произошло, потому что вместе с кризисом упали цены на оборудование, строительство, рабсилу и т.д., рассказывает Евгений Соломатин. Если раньше прокладка 1 метра оптоволоконного кабеля обходилась в $30 тыс., то сейчас $12-15 тыс. Таким образом, планы по развитию сетей операторы не только выполнили, но и принялись за строительство собственных сетей, пока это обходится дешевле. К примеру, Мегафон сегодня планирует постройку собственной сети ШПД.
Будет тесно
Аналитики рынка телекоммуникаций отмечают, что в целом предпринимаемые операторами антикризисные меры оказались достаточно эффективными. Большинство компаний сектора продемонстрировали хорошие финансовые показатели по итогам первого полугодия текущего года. Впрочем, некоторые эксперты видят в этом не столько плоды усилий самих участников рыка, сколько благоприятные внешние условия, поскольку для сегодняшнего бизнеса телеком является основой и главным инструментом, поэтому, объясняют они, телеком и не мог резко упасть, как это произошло с другими секторами. Сами участники рынка, встраивая стратегию на будущее, подчеркивают, что основой отношений операторов и клиентов должно стать партнерство. Учитывая дефицит ресурсов, необходимо совместно искать пути решения в сложных ситуациях, уметь договариваться, находить компромиссы, предлагать инновационные, комплексные, более выгодные для обеих сторон услуги и форматы взаимодействия. Тем более что рынок будет становиться все более конкурентным, от чего выиграют пользователи услуг, которые наконец-то смогут реализовать свое желание платить меньше, а получать больше и лучше.