Еще недавно роль ведомственных операторов на телекоммуникационном рынке была довольно скромна. Сегодня многие из них наравне с крупными компаниями готовы ломать копья за корпоративных клиентов и выставлять соперников за ворота своей территории. Альтернативные операторы, хоть и не признают в них прямых конкурентов, стали проявлять к ведомственным компаниям все больший интерес. Не исключено, что уже в ближайшее время именно этот сектор станет предметом поглощения со стороны больших игроков. Лицензии на телекоммуникационную деятельность только в Москве и Петербурге имеют почти две сотни фирм: заводы, НИИ. производственные объединения, гостиницы, аэропорты, девелоперские компании. Преимущества работы в биз-несцентре, гостинице, на территории выставочного центра или морского порта очевидны-обслуживание крупного бизнес-клиента может «вытянуть» компанию среди конкурентов. Любовь Юлис, директор по работе с коммерческой недвижимостью и элитным жильем «KOMCTAP - Объединенные ТелеСистемы», замечает: «Клиент бизнес-центр - лакомый кусок для любого телекоммуникационного оператора, и конкуренция в этой сфере будет только расти». Операторы, созданные на базе подразделений связи бывших советских предприятий не всегда выдерживают рыночную конкуренцию. «На конкурентоспособность ведомственных операторов оказывает влияние их статус дочерних структур», - считает Павел Гореньков, генеральный директор компании «Гарс Телеком». Часто, «наигравшись» в телеком. акционеры выставляют нерадивого дигятю на продажу. «В этом случае, все, как при любом инвестиционном проекте, требует анализа исходя из значимых критериев приобретения», - замечает Любовь Юлис. «Интерес к покупке ведомственного оператора, безусловно, есть. Ведь поглощая его, альтернативный получает клиентскую базу, элементы сети. Учитывая, что затраты на обеспечение дохода у ведомственного оператора традиционно ниже, поглощение приносит больший синергетичесний доход», - добавляет Павел Гореньков. По общему мнению участников рынка, бизнес ведомственного оператора может ciaib прибыльным только в том случае, если учредители готовы вкладывать средства в его развитие. "Если акционеры хотят инвестировать или дают возможность развиваться за счет собственных средств, ведомственные компании имеют шанс на успех». - говорит Александр Суздапев, коммерческий директор ЗАО «ТК Конвей Плюс» - дочерней телеком компании Большого Морского порта Санкт-Петербурга. Это как раз тот случай, когда владельцы поощряют развитие оператора. Причем не только технологическое, но и географическое - расширение зоны влияния за пределы территории Морского порта. «Зоной нашей активной деятельности являются Адмиралтейский, Кировский и частично Центральный районы. Их мы рассматриваем как поле для своей деятельности и работаем здесь достаточно успешно», - рассказывает Суздалев. Среди клиентов «ТК Конвей Плюс» БЦ «Балтика», БЦ «Сонет», прядильный комбинат «Советская звезда». Клиентами оператора являются также главное Управление противопожарной охраны СПб, Балтийская таможня и ряд других предприятий. Как отмечает Суздапев, от группы компаний Морского порта у оператора стабильный ежемесячный доход, а рост компания обеспечивает в основном за счет внешних клиентов. «Сейчас мы проникаем в центр города». - говорит Александр Суздалев. Конкуренция на рынке, по его словам, непрерывно растет: «Привлекать и завоевывать новых клиентов в этой связи становится все сложнее. Надо очень постараться, чтобы вытеснить конкурента. Ведь город насыщен телекоммуникационными услугами, а клиентская база, хоть и «дышащая», но в итоге конечна». Еще одной важной причиной увеличения конкурентоспособности рынка является, по мнению Суздалева, расширение сетей альтернативных операторов. «Если раньше обширными транспортными сетями в Петербурге владели «Метроком», кПетерСтар», то в последнее время мощные сети построили «Голден Телеком», «Эквант». Город наводняется физической средой для предоставления услуг. Соответственно большее количество операторов, в том числе и ведомственных, теперь могут претендовать на клиента, находящегося в любой точке», - замечает Суздалев. Поэтому альтернативные компании, по его мнению, сегодня заинтересованы в поглощении ведомственных игроков. Тем более - компаний с современной инфраструктурой. «Я сам работал когда-то в «ПетерСтар» и имею опыт поглощения ведомственной компании в Калининграде. «ПетерСтар» ее приобрел и построил на базе операгора свой филиал. К нашей компании тоже проявляли интерес. Тот же «ПетерСтар», к примеру, и даже «КОМСТАР», - рассказал «Стандарту» Александр Суздалев. При этом он отметил, что акционеры «ТК Конеей Плюс» сами заинтересованы в этом бизнесе и продавать его не собираются. За последние два года в развитие сети вложено более $1 млн. «Компания обеспечивает телекоммуникационную и информационную поддержку всех производственных процессов Морского порта, и учредители не заинтересованы в том, чтобы она ушла из-под его влияния», - говорит Суздалев. До $9 млн собственных средств планирует инвестировать на развитие сети, а также в создание единой информационной системы дочернее предприятие ОАО «Кировский завод» - ЗАО «Кировтелеком». В 2003-2004 годах оператор провел реконструкцию системы связи на территории Кировского завода, в том числе корпоративной АТС. Общая стоимость работ, по информации Сергея Шумилова, директора «Кировтелеком», составила $1,5 млн. Теперь услуги предоставляются также арендаторам и партнерам Кировского завода. Сегодня, по оценкам Александра Суздалева, не более 10% петербургских ведомственных компаний выходят на открытый рынок - более широкий, нежели территория, определенная для них изначально. Альтернативные операторы, со своей стороны, также стремятся проникнуть на ведомственную территорию. Как правило, они появляются там вместе со сторонними арендаторами. «Чем крупнее арендатор и выше его запросы на телекоммуникационные сервисы, тем меньше шансов у ведомственной компании удержать контроль», - говорит Павел Гореньков. Любовь Юлис полагает, что полноценными конкурентами ведомственные операторы быть не могут: «Они все равно берут услуги, арендуют ресурсы удругих компаний связи. И вместе с тем в каком-нибудь конкретном здании они могут быть не просто конкурентами, а единоличными правообладателями на предоставление услуг». Тем не менее, по словам Юлис, арендаторы вправе настоять на том, чтобы в бизнес-центре, например, где они располагаются, был представлен еще один оператор, кроме ведомственного. «В этом случае, мы становимся партнером ведомственного оператора, оснащая бизнес-центр услугами связи на основе операторского договора. Правда, такая схема не предполагает с нашей стороны прямых договоров с клиентами: ведомственный оператор сам перепродает услуги арендаторам. Но лучше быть партнерами через местного оператора, когда наши услуги хотя бы опосредованно через третье лицо «приходят» к арендатору, чем вообще терять здание и клиентов», - говорит Любовь Юлис. Взаимоотношения телекоммуникационных компаний с бизнес-центрами строятся по разным схемам. Одни обслуживаются специально созданными для этих целей лицензионными компаниями, другие находят эксклюзивного поставщика телекоммуникационных услуг. Третьи вообще считают, что арендаторы вправе сами выбирать себе оператора в соответствии со своими потребностями и финансовыми возможностями. Но преобладает в последние годы именно первая схема. Девелоперские компании для обеспечения арендаторов телекоммуникационными услугами стараются создать при себе собственную структуру. При этом, по словам Игоря Ситникова, генерального директора компании «Миран» - дочерней структуры одного из крупнейших к Петербурге агентств недвижимости «Бекар», они не прочь воспользоваться и услугами «больших» операторов. «Политика «Миран» по отношению к услугам «больших» операторов на своей территории достаточно оригинальна. Если по запросу арендатора, «Миран» не имеет возможности предоставить какую-либо услугу самостоятельно, то по собственной инициативе мы предлагаем арендатору воспользоваться услугами крупного оператора, причем в наиболее выгодном для арендатора аспекте. Как правило. «оптика» крупных операторов на объекте уже присутствует, и арендатор получает такую услугу очень быстро и недорого», - рассказал «Стандарту» Игорь Ситников. До недавнего времени холдинг «МИАН», активно рабо¬тающий на столичном рынке недвижимости, предпочитал заключать договоры с альтернативными операторами. Однако в конце 2005 года девелоперы решили заняться телефонизацией построенных зданий самос¬тоятельно. Для этого была зарегистрирована компания «МИАН-Инфо». Операторы, созданные на базе выставочных комплексов, стараются быть монополистами на своей территории. Начальник управлений информационных ресурсов ОАО «Государственное акционерное общество «Всероссийский выставочный центр» (ГАО ВВЦ) Сергей Ефимов рассказал «Стандарту»: «Ранее мы использовали сеть только для собственных нужд, однако сегодня перестраиваем ее под нужды коммерческих клиентов и намерены стать монополистом на территории ВВЦ». Заняться телекоммуникационным бизнесом ГАО ВВЦ решило в 2003 году, получив для этого лицензии на местную телефонию, телематику и услуги передачи данных. «Это попутный бизнес, но мы ожидаем от него приличных девидендов. В 2005 году по сравнению с 2004-м прирост в финансовом выражении здесь составил 85%». - говорит Сергей Ефимов. Исторически на территории выставочного комплекса работает несколько телекоммуникационных операторов. В их числе столичный монополист МГТС, компании «Голден Телеком», «Центральный Телеграф», «Телепорт-ТП». «Сейчас наша политина выдвинуть конкурентов в рамках здорового соперничества. За воротами. господа, делайте, что хотите, а на территории ВВЦ мы будем предоставлять услуги арендаторам и клиентам самостоятельно», - рассказал журналисту «Стандарта» стратегию ГАО ВВЦ Сергей Ефимов. По его словам, ежегодно ВВЦ проводит 160 выставок. А уже в ближайшее время под новые выставочные площади и офисные здания будет застроено еще не менее 240 кв. м. По словам Сергея Ефимова, это будут современные здания, где услуги телефонии и доступа в Интернет будет предоставлять только ГАО ВВЦ. «Так сложилось, что когда акционировали «Всероссийский выставочный центр», приватизировали все: теплотрассы, электросети, кроме телефонной канализации, которая ныне принадлежит МГТС. Однако мы намерены создать собственную канализацию, чтобы на территории ВВЦ от МГТС не зависеть. Уже через месяцу нас будет готова концепция планомерного развития телекоммуникационного бизнеса, на первом этапе планируется вложить порядка $1млн», - сообщил «Стандарту» Сергей Ефимов.