Сегодня в мире насчитывается более 200 мобильных операторов виртуальной связи (MVNO), абонентами которых являются десятки миллионов людей. Российский же рынок долгое время не был готов к появлению MVNO. Одна из основных причин этого заключается в том, что развитие сети не успевало за ростом абонентской базы. Соответственно, свободных емкостей у операторов не было (см. график роста абонентской базы). Сегодня интенсивный рост замедлился, и в то же время операторы продолжают улучшать сети. А значит, встает вопрос об их наполнении.
Ситуация с российскими MVNO
По некоторым оценкам, в России присутствует более 20 брендов, способных выйти на рынок MVNO – в том числе сервис-провайдеры, ориентированные как на массовый сектор, так и на корпоративных пользователей. Однако сегодня функционирование виртуальных операторов не полностью обеспечено законодательной базой. Здесь еще есть много задач - дополнение правил присоединения, определение возможности лицензирования нового вида деятельности и решение ряда других правовых вопросов – например, уточнение процедуры осуществления роуминга между компаниями, работающими на пересекающихся лицензионных территориях, проблемы взаимоотношений основного сотового оператора (HOST-оператора) и MVNO. Однако справедливости ради стоит заметить, что и за рубежом госрегулирование этих и других связанных с MVNO моментов далеко не всегда протекало гладко. Кстати, в некоторых странах операторов регулятор принудительно обязал предоставлять свои мощности «виртуалам». В 2006 году Ассоциация 3G провела исследование по данному направлению. Испытания проводились в 2005-2006 гг. на фрагментах сетей компаний «Народный Мобильный Телефон» и «Евросеть». Были показаны возможности совершения вызовов, перевода денег, оплаты парковки, бензина и других сервисов. Основным результатом стал вывод об эффективности бизнес-модели операторов MVNO и реальной возможности технической реализации MVNO в России. Компании имеют амбициозные планы MVNO, планируя сделать ставку на развитие сервисов, стремясь уйти от положения, когда голосовые услуги занимают 90% объема услуг оператора, и добиться соотношения доходов 2 к 3, где 3/5 обеспечивают сервисы. При этом, по мнению президента компании «Евросеть» Элдара Разроева, в первые два года своей работы виртуальные операторы могут рассчитывать на 10% от вновь подключаемых абонентов. Необходимые для такой работы инвестиции не столь велики, особенно если сравнивать их с расходами «реальных» операторов. Например, генеральный директор компании «Гарс Телеком» (компания предоставляет услуги, которые можно характеризовать как MVNO на корпоративном рынке с 2003 г.) Павел Гореньков отмечает, что цена входа для компании тогда составила «несколько сот тысяч долларов США». Однако сегодня, по его же словам, «входной билет» на рынок MVNO обходится на порядок ниже.
«Реальные» операторы против виртуальных?
Очевидно, что выход на рынок MVNO означает расширение набора услуг, интенсификацию их продвижения и, следовательно, рост потребления новых сервисов. Такие компании не являются напрямую конкурентами основным операторам - они скорее создают для них дополнительную бизнес-среду, увеличивают абонентскую базу за счет привлечения ранее недоступных сегментов рынка. Так, вариант MVNO - виртуальный оператор, предоставляющий услуги фиксированной и мобильной связи и осуществляющий «переносимость номера», то есть, использование сотового в качестве домашнего и мобильного. Еще одна возможность, весьма популярная на Западе – call-центр, который использует MVNO. Наполнение сетей операторов может осуществляться за счет контент-услуг и передачи данных и за счет удержания своих и привлечения чужих абонентов. Дополнительные сервисы операторы уже развивают и скоро должно прийти время виртуальных операторов, которые помогают создавать адресные предложения узким сегментам, и при этом берут на себя расходы по маркетингу, которые у мобильных операторов уже велики. Кроме того, для базовых операторов появление операторов MVNO делает возможным ускоренный возврат инвестиций, продвижение торговой марки в узких сегментах, снижение для них стоимости привлечения абонентов и уменьшение их оттока. Помимо этого, это означает для них охват дополнительных сегментов рынка, увеличение абонентской базы, возможное расширение зоны обслуживания. На словах, конечно же, основные сотовые операторы идеи сотрудничества только приветствуют. Однако в частной беседе представители «большой тройки» признаются, что основная причина того, что сотрудничество с MVNO идет медленнее, чем того бы хотелось, заключается не только (а вернее, не столько) в ограниченном сетевом ресурсе. На самом деле вопрос, как правило, финансовый – операторы все еще ожидают максимально интересных для себя предложений от виртуальных операторов. Кроме того, не стоит забывать, что для базового оператора при такой работе возрастает риск утраты позиций в пересекающихся рыночных сегментах и возможно обострение конкурентной борьбы. В то же время, ситуацию может изменить грядущее наступление 3G. Поскольку операторы сильно рискуют, вкладываясь в новую сеть, они могут захотеть отдать сервисный уровень другим компаниям. Очевидно, что именно здесь и появляется место для MVNO.
Дополнительные возможности для абонентов и перспективы MVNO
Для абонентов основные преимущества работы с виртуальными операторами заключаются в новых услугах, в снижении их стоимости, и дополнительных возможностях по выбору оператора. Непосредственно корпоративные клиенты получают удобство ведения бизнеса, например, один счет за все телекоммуникационные услуги и полный контроль за расходами на связь. К этому стоит добавить единые тарифы, создание групп пользователей с разным статусом, повышение эффективности управления персоналом, рост КПД сотрудников и эффективности компании в целом. О создании своих виртуальных сетей задумываются крупные структуры вне телекома для организации безроуминговых зон, технологической связи и дополнительных услуг. Действительно, на Западе мобильной связью занимаются не только телеком-операторы: нередко MVNO становятся авиакомпании, сетевые магазины, производители бытовой техники, нефтяные и энергетические компании. Все это, конечно же, говорит о том, что MVNO будут востребованы в достаточно близкой перспективе – при условии, разумеется, наличия интересных для операторов сети предложений от таких компаний. Правда стоит заметить, что мнения участников рынка относительно перспектив развития MVNO на Западе серьезно разнятся: одни ожидают, что их абонентская база MVNO вырастет к 2009 году до почти 50 млн. абонентов (с 13 млн. в 2005-м). Другие считают, что абонентская база виртуальных операторов едва ли превысит 30 млн.