Рынок коммерческой недвижимости восстанавливается после кризиса, а вместе с ним и оптимизм операторов, работающих с бизнес-центрами и отелями. Последние два года участники этого рынка долго и мучительно отправляли в прошлое картельные сговоры и эксклюзивные схемы работы на объектах бизнес-недвижимости. На прошедшем в сентябре круглом столе журнала "Стандарт" они наконец констатировали смерть так называемого эксклюзива. Девелоперы, по их словам, осознали, что телекоммуникационную составляющую нужно отдать профессионалам, тем более что маржинальность этого бизнеса падает. Осталось только найти новую меру проникновения того или иного оператора на данный рынок. "Собственники недвижимости вынуждены поддерживать интересы и чаяния арендаторов, они повернулись лицом к клиенту, и эксклюзиву на рынке пришел конец", - говорит начальник отдела по работе с коммерческой недвижимостью и элитным жильем "Комстар-ОТС" Александр Кузляев. Наконец девелоперы и операторы связи встали по одну сторону баррикад. "Девелоперы начали сотрудничать с игроками рынка связи, осознавая, что оснащение телекоммуникациями лучше отдать профессионалам и зарабатывать на аренде помещений, а не на доходе с дополнительных составляющих бизнеса", - замечает ведущий специалист по работе с офисно-гостиничной недвижимостью "ВымпелКома" Юлия Веневская. Теперь в большинстве зданий присутствуют три-четыре оператора, иногда даже десяток провайдеров в одном здании - это не предел. Взять, к примеру, бизнес-центр "Румянцево" в Москве, где работают сразу 12 операторов. При этом, как отмечает руководитель направления по работе с коммерческой недвижимостью Orange Business Services Ольга Некрасова, работы хватает всем. Монополия рухнула, владельцы объектов коммерческой недвижимости больше не рискуют навязывать арендаторам услуги конкретной компании и распахивают двери перед альтернативными провайдерами. "За последний год телекоммуникационные компании провели максимальную территориальную экспансию", - отмечает коммерческий директор "Мастертела" Евгений Сандомирский. Именно обслуживаемые метры долгое время были мерилом работы связистов в сегменте коммерческой недвижимости. Теперь, когда на большинстве объектов операторы присутствуют сообща, количество обслуживаемых метров мало что говорит об эффективности работы компании. Можно вспомнить попытку "Комстар-ОТС" и "ВымпелКома" доказать, кто истинный чемпион в этом сегменте: тот и другой козыряли цифрами покрытия и подключенных объектов, а при сравнении заявленные показатели вызывали недоумение. Судите сами: по данным "Комстара", его доля присутствия на рынке коммерческой недвижимости в I полугодии 2010 г. выросла до 59%, в то время как "ВымпелКом" уверял нас, что захватил уже 70% этого рынка. Как заметил на круглом столе директор по корпоративным коммуникациям "Гарс Телекома" Михаил Сергеев, цифра, показывающая количество обслуживаемых метров, теперь слабо оценивает эффективность работы. Пришло время найти новый критерий, который наряду с показателем выручки или прибыли помогал бы участникам рынка недвижимости корректно воспринимать операторов. Пока ни те, ни другие не понимают, как по-новому измерять этот сегмент, но никто не сомневается, что его ждут новые трансформации и потрясения. "Цены рухнули еще полтора года назад, а выход МГТС с регулируемыми тарифами на сегмент бизнес-центров заставляет всех участников рынка "быть в тонусе", - отмечает Михаил Сергеев. Он не исключает, что уже через год правила игры на рынке коммерческой недвижимости будут мало чем отличаться от условий работы на массовом рынке. "Оператор становится "трубой" для передачи данных. Есть внутреннее ощущение, что мы начнем активно переходить на фиксированную оплату за неограниченный объем ресурсов", - предполагает, в частности, Сергеев.