"Рынок услуг связи корпоративным клиентам в течение 2009 года зафиксирует немало слияний и поглощений", - обещали мне участники круглого стола "Стандарта", обсуждавшие работу операторов связи в бизнес-центрах и отелях в прошлом году. "Рентабельность "карманных" операторов, обслуживающих объекты коммерческой недвижимости, снижается, инвесторы недовольны их низкой ликвидностью и конкурентоспособностью, поэтому будут избавляться от непрофильных активов", - приводили они доводы в поддержку M&A. Не то, чтобы они совсем не угадали, но и точностью прогнозов вряд смогут похвастаться. Жизнь, как обычно, оказалась богаче любых домыслов - ход консолидации затянулся. Большинство владельцев бизнес-центров оказались не готовы расстаться с телекоммуникационным бизнесом. Операторы же после изучения их деятельности решили не обрекать себя на долгую работу по их "очистке", а собственный бизнес – на дополнительные риски. "Бизнес большинства "карманных" операторов ведется по черным схемам, иногда отсутствуют лицензии, а узлы связи не сданы Россвязьнадзору", - говорит Михаил Сергеев, директор департамента корпоративных коммуникаций "Гарс Телеком". По его словам, в "Гарс Телекоме" провели анализ этого рынка, сформировали базу из более чем 100 компаний, но так и не купили никого. Хотя еще в прошлом году компания была готова только в Петербурге потратить на приобретения "карманных" операторов до $10 млн, не говоря уже о Москве, где работает свыше двух сотен подобных игроков. Раньше высокие прямые затраты на операторскую деятельность владельцы "карманных" операторов субсидировали за счет высоких арендных ставок. Сегодня это невозможно, но с телекомом девелоперы расставаться не торопятся. Хотя, как в любом деле здесь есть исключения. "ВестКоллу", например, удалось в этом году заключить три сделки по приобретению бывших "карманных компаний". Однако доля "операторов одного объекта" на рынке сокращается, но не так стремительно, как задумывали участники рынка. По разным оценкам, "карманные" операторы обслуживают от 6 до 8 млн. кв. метров торгово-офисных площадей в столице – это почти треть рынка. Причем некоторые из них, несмотря на четкую тенденцию к уходу от эксклюзивных схем, по-прежнему удерживают эксклюзив. Более 2 млн квадратных метров эксклюзивно обслуживает, например, компания "Мегатонн". Другим сильным игроком участники рынка называют "Ташир-Телеком" - оператора, созданного ГК "Ташир" (управляющей более полусотней объектов коммерческой недвижимости). "Ташир-Телеком" эксклюзивно обслуживает свыше полумиллиона квадратных метров торговых площадей в Москве и Подмосковье. По существующей информации в развитие телеком-проекта ГК "Ташир" инвестировала более $ 5 млн. Интересно, сколько может запросить за своего оператора "Ташир", если решит, что телеком не ее игра? Небольшие игроки, по признанию участников, взвинчивали стоимость компании до нескольких годовых оборотов. Легко, - скажете вы, - рассуждать о рынке с позиции отвлеченного наблюдателя. Попробуйте сохранить спокойствие, когда вовлечены в игру с головой. Выход одного из "карманных" операторов - "Бородино-телеком" (подразделение ГК "Бородино") на рынок WiMax и готовность инвестировать 200 млн евро в строительство сети в девяти регионах Центрального федерального округа за исключением Москвы, внес изрядную сумятицу в умы игроков рынка. Вот уже просочилась информация, что за частоты в диапазоне 2,3-2,4 ГГЦ на мобильный WiMax, которые будут разыгрываться в конце года, намерены бороться другие, так называемые, крупные "карманные" операторы. "Получение лицензии на WiMax мы рассматриваем "как стратегическую задачу повышения инвестиционной привлекательности, а также расширения базы внешних клиентов", - заявил мне руководитель ведомственного оператора одного из нефтегазовых холдингов. Не могу, к сожалению, сообщить какого именно, иначе потеряю доверие сего уважаемого менеджера. Есть вероятность, что похожий план зреет и у других. Так что на рынке будет интересно.