Игроки российского рынка все больше осознают, что ИT-аутсорсинг — эффективное средство оптимизации затрат, а не просто модная игрушка. Тем не менее, развитию отечественного сектора аутсорсинга препятствует целый ряд факторов, включая как психологический (фактор доверия), так и общую неготовность рынка к массовому переходу к подобной форме взаимодействия. Российская деловая среда только начинает осознавать значимость ИT-аутсорсинга в качестве полноценного инструмента повышения эффективности работы и снижения издержек управления ИT-ресурсами предприятия. Формирование российского рынка IT-аутсорсинга идет быстрыми темпами. Если в 2004 году темпы роста составили более 29%, а общий объем рынка — $186 млн., то, согласно прогнозам IDC, к 2009 году денежный объем достигнет 1 млрд., а темпы роста рынка — порядка 46%. Эти цифры отнюдь не означают насыщение рынка — скорее, его вступление в стадию зрелости. При том, что сегодня наблюдается постоянное увеличение числа контрактов и среднего объема сделок, говорить о российском рынке ИT-аутсорсинга как о сложившейся формации преждевременно в силу ряда сдерживающих факторов. Последние можно условно разделить на три базовых группы. Во-первых, развитию этого сектора препятствуют внутренние факторы предприятий-заказчиков услуг ИT-аутсорсинга, в том числе, и психологические мотивы руководства. Во-вторых, факторы, связанные с фирмами-исполнителями. И в-третьих, общая неготовность рынка к аутсорсингу — неразвитость законодательной базы, наличие информационных искажений и пр.
Сдержки и противовесы
Первая группа факторов — внутренние причины, препятствующие активному приобщению предприятий к аутсорсингу, связаны в первую очередь с проблемами «психологического роста». Рынок продолжает переживать «ломку» стереотипов менеджеров высшего и среднего звена, отвечающих за формирование ИТ-бюджетов и принятие стратегических решений в этой области. По результатам исследования, проведенного в марте 2005 г. «Гарс Телеком», одним из основных сдерживающих факторов является страх руководителей потерять контроль над информационной системой и корпоративными данными. При этом руководители часто переоценивают критичность ИT-функций для предприятия, предпочитая выполнять их собственными силами, несмотря на все последствия — рост издержек и снижение эффективности. Для российского рынка продолжает оставаться обыденным явление, когда руководители предприятия не могут подсчитать общую стоимость владения системой и даже не представляют себе основные составляющие этой стоимости. Тот же фактор лежит в основе нежелания руководителей переходить на новые схемы управления ИT-функциями предприятия, в том числе, и на аутсорсинг — для большинства выгодность его использования просто неочевидна. Наоборот, многие управленцы считают, что передача ИT на аутсорсинг не только не снизит, но увеличит стоимость владения системой. С другой стороны, для подобного скепсиса заказчиков есть определенные основания. В рамках исследования «Гарс Телеком», многие опрошенные указали неудовлетворительное качество предоставляемых услуг аутсорсинга, а также недостаточную гибкость поставщиков. Исполнитель отнюдь не всегда осознает специфику функций заказчика, кроме того, на рынке фактически отсутствует отраслевая специализация поставщиков услуг. Важным фактором является также отсутствие практики долгосрочных контрактов (5-10 лет). По крайней мере, статистики по таким сделкам практически нет — если подобные контракты и существуют, то находятся сейчас на начальной стадии, и результаты станут очевидными лишь через некоторое время. Как и для мирового рынка в целом, для российских предприятий характерно нарастание потребности в комплексных решениях. Однако большинство отечественных поставщиков услуг ИT-аутсорсинга пока не могут предложить соответствующие решения. Помимо всего вышеперечисленного, на российском рынке сейчас сформировалась масса информационных искажений: практически отсутствуют данные о развитии и, собственно, о предлагаемых услугах ИT-аутсорсинга, или об успешно осуществленных проектах. Важной характеристикой рынка является отсутствие общепринятых механизмов ценообразования на услуги этого направления. Как, следствие, заказчики часто не понимают или не принимают предлагаемую стоимость аутсорсинговых контрактов. Кроме того, к этой же группе сдерживающих факторов относится непроработанность законодательной базы, а также отсутствие государственной поддержки, к примеру, федеральных программ, стимулирующих развитие рынка.
Слабая поддержка
Число факторов, напротив, способствующих развитию российского рынка ИT-аутсорсинга, не столь велико. Прежде всего, это рост потребности в качественном исполнении «непрофильных функций» предприятия, рост расходов на содержание ИT-подразделений, а также нехватка собственных ресурсов и специалистов. Рост компании, усложнение ее инфраструктуры приводит к раздуванию штата ИT-подразделения, росту расходов на поддержку и обучение персонала. Важной является нарастающая тенденция выхода российских предприятий на международную финансовую арену. Подготовка к IPO (и его проведение) заставляет руководство по-новому взглянуть на функционирование ИT-подразделений, задуматься об их вкладе в эффективность работы компании в целом. Зачастую решение многих проблем возможно посредством передачи части ИT-функций сторонней компании.