15 ноября 2007 года в ЦВЗ "Манеж" в рамках Московского Международного Салона "Интерьер шоу" состоялась международная конференция "Эффективное проектирование объектов недвижимости". Целью конференции было объединение дизайна, архитектуры и девелопмента, выявление потребностей и проблем представителей обеих сторон и рынка в целом. Конференция, продолжавшаяся в течение всего дня, состояла из двух сессий. В первой части программы прозвучали доклады директоров и руководителей департаментов крупных девелоперских и риелторских компаний, объединенные общей темой: состояние рынка городской элитной недвижимости и перспективы его развития. В этой части выступили Анжела Кузьмина (директор департамента продаж Intermark Savills), Михаил Тонков (директор департамента маркетинга МИАН), Мишель Дуарте (менеджер по развитию продаж компании Fortune International, США), Наталья Столярова (генеральный директор компании Natalya Stolyarova). Спикеры отметили, что в настоящий момент в этом сегменте наблюдается стагнация, а одним из возможных в этой ситуации способов стимулирования продаж назвали увеличение количества объектов, сдаваемых "под ключ", т.е. квартир с готовой внутренней отделкой. В то же время докладчики не стали скрывать, что до сих пор попытки реализовать подобные масштабные проекты чаще оборачивались неудачами, обусловленными недостаточным уровнем развития рынка квалифицированных отделочных работ и другими объективными причинами. Квартиры "под ключ" пока являются экзотикой для российского рынка недвижимости. Более того, даже сами игроки рынка пока почти не различают такие квартиры и просто квартиры с отделкой. Однако в развитых странах - прежде всего в США - почти вся строящаяся недвижимость делается "под ключ". Даже в недорогой квартире есть минимальная отделка и обстановка, достаточная для того, чтобы покупатель мог жить в квартире сразу же после заключения сделки. Если же говорить о жилой недвижимости средней ценовой категории, то, по словам директора департамента продаж IntermarkSavills Анжелы Кузьминой, американские дома с квартирами "под ключ" - это некий комплекс услуг, который должен быть представлен в проекте. Иными словами, это не только квартира с отделкой и мебелью, но и вся сопутствующая архитектура - бассейн, паркинг, магазины и проч. Иными словами, в американских домах "под ключ" можно сразу же начинать жить, стоит лишь перевезти свои личные вещи. Интерьер и инфраструктура таких квартир продуманы до мелочей. "Если вам не нравится конкретный дизайн квартиры в каком-то доме, то лучше просто не покупать эту квартиру, а поискать в других домах", - считает менеджер Development Sales компании Fortune International Мишель Дуарте На сегодняшний день Москва, наиболее динамично развивающийся город мира, не может похвастаться ни одним домом с квартирами "под ключ". С оговорками к таким проектам можно пока отнести лишь жилые комплексы "Кутузовская Ривьера" и "Форт Кутузов". Однако, по оценкам компании IntermarkSavills, сегодня порядка 40% российского потребительского спроса лежит в области этого сегмента. "Неразвитость" этого сегмента связана как с политикой инвесторов, так и с поведением потребителей. Например, девелоперы предлагают покупателям квартир бизнес-класса ограниченный набор типовых вариантов оформления квартир. А потребители, которые тратят более миллиона долларов на приобретение собственной квартиры, чаще всего хотят иметь и статусный интерьер. Застройщик мог бы привлекать к продажам дизайнеров, которые по желанию клиента могли бы поклеить нужные обои или покрасить стены в любимый цвет покупателя. Но вот самих дизайнеров работа в подобных проектах не привлекает. Архитекторы единогласно заявляют, что работа в сегменте типового интерьера не рентабельна - временные затраты не оправдываются прибылью. Вот почему на рынке очень мало компаний, специализирующихся на отделке типового жилья. Поэтому застройщик вынужден контактировать с небольшими архитектурными бюро и студиями, которые, в свою очередь, не ориентированы на создание типового проекта и работу с тысячами квадратных метров. Те немногие компании, которые все-таки работают над решением таких задач, не всегда способны одновременно удовлетворить спрос как покупателя, так и заказчика "Дело в том, что творческие люди зачастую хотят поставить себе памятник, и в меньшей степени ориентированы на работу с конечным потребителем", - отмечает генеральный директор компании Natalya Stolyarova, официальный партнер компании "Mirax-дизайн" Наталья Столярова. По признанию Анжелы Кузьминой из компании IntermarkSavills, проекты квартир с полной отделкой на рынке уже есть и, скорее всего, скоро они будут реализованы. "Девелоперы, которые сейчас заявят себя как компании, строящие квартиры с отделкой, безусловно, получат конкурентное преимущество в 2-3 года", - считает генеральный директор компании Natalya Stolyarova Наталья Столярова. Доклады, сделанные после перерыва, были посвящены вопросам, связанным с другими сегментами рынка элитной недвижимости. Максим Ардеев (руководитель отдела продаж дачно-развлекательного комплекса "Гагаринлэнд"), Тимур Сайфутдинов (генеральный директор "Терра-недвижимость") и Алексей Артемьев (директор по развитию загородных проектов Ostogenka Real Estate) рассказывали о том, как можно избежать появления проектов-близнецов среди подмосковных элитных коттеджных поселков. По их мнению, следует уделять больше внимания уникальным сервисам (например, таким, как постоянно действующая анимационная команда в комплексе "Гагаринлэнд"), развитию инфраструктуры, архитектуре домов и ландшафтному дизайну. Илья Кузнецов (директор по гостиничным и люкс-продуктам ЗАО "Гута-Девелопмент") и Адриан Куликов (совладелец группы компаний Domus Aurea) посвятили свои доклады тенденциям развития мирового и российского гостиничного девелопмента в условиях резко возросшего спроса на luxury. Последние два доклада затронули специальные темы. Вера Заря (генеральный директор FCGroup Ent.) рассказала о проектировании объектов фитнес-индустрии, а Руслан Алиев (директор по развитию "Гарс Телеком") - о телекоммуникациях и эргономике пространства на объектах офисной недвижимости.