Потребности в связи возрастают в геометрической прогрессии - как корпоративным, так и частным пользователям нужна надежная, быстрая и желательно безлимитная связь с сетью Интернет. Однако строить свои опорные сети, даже имея на это средства, не всегда имеет смысл - дешевле и, главное, быстрее, арендовать необходимое количество каналов связи. Это подразумевает небольшие начальные затраты, оплату по факту оказания услуги и возможность гибкого управления загрузкой каналов в зависимости от потребностей. Поэтому этот сегмент телекоммуникационного бизнеса, также как и потребность в услугах связи, продолжает расти.
Цифры и факты
Услуга аренды выделенных каналов предполагает аренду выделенного проводного канала в черте города для организации соединения "точка-точка", "точка-многоточка". Она может быть использована как операторами, так и конечными пользователями в качестве решения вопроса "последней мили". Временами этот вариант интересует корпоративных клиентов для объединения удаленных офисов в черте города вне зависимости от состояния существующих коммуникаций. В таком случае только от географического охвата сети оператора зависит тот факт, получит он весь заказ или только его часть. Также данная услуга позволяет соединять между собой различные распределительные узлы связи скоростными волоконно-оптическими кабелями - к примеру, частные сегменты большой сети, изолированные друг от друга брандмауэрами и защитными программами. Однако как бы там ни было аренда каналов связи внутри мегаполисов имеет постоянный спрос и разделяется на два основных сегмента - аренда физических и виртуальных каналов. Отличие заключается только в том, что при аренде физических каналов связи клиент получает отдельный кабель (или их группу) и может загружать канал в зависимости от своих потребностей - платит он без учета потребления за факт аренды. При виртуальном канале он получает гарантированную полосу пропускания в зависимости от своих потребностей и оплачивает либо объем трафика, либо безлимитный канал определенной скорости. Физические каналы связи предоставляют только те компании, у которых есть собственные опорные сети (таких только в Москве насчитывается около 30, примерно вполовину меньше в Петербурге), виртуальные - на порядок больше, почти 200 компаний. Сам по себе рынок аренды достаточно перспективен - в связи с ростом потребления всех услуг связи каналы требуются операторам голосовой (сотовой и фиксированной) связи для организации наложенных сетей, интернет-сервис-провайдерам всех уровней, крупным корпоративным пользователям - для организации выделенных сетей. Оценки рынка аренды выделенных цифровых каналов крайне различны. К примеру, по данным аналитического агентства J'son & Partners он составляет примерно $30 млн в Москве и $10 млн в Петербурге. Несмотря на то, что рынки двух столиц развиваются примерно по одинаковому сценарию, бесспорно, петербургский рынок меньше по объему, и разница пропорциональна долям этих городов в общем рынке услуг связи и экономике страны. При этом динамика и тенденции рынка в обоих городах схожи. Данные другого аналитического агентства - компании IKS-Consulting - несколько другие - объем рынка определяется в $190 млн при темпах роста около 30%. Кстати, по мнению аналитиков, показатели 2006 года еще не понятны, однако, скорее всего, темпы роста будут примерно аналогичными - предпосылок для явного падения не просматривается. По мнению Александра Цейтлина, технического директора компании Synterra, в натуральном выражении рынок канальной емкости, несомненно, будет стремительно расти - этого требует рост информационных потоков и увеличение клиентских требований к доступной полосе пропускания. Российский бизнес все больше укрупняется, расширяется регионально, переходит на активную работу с "тяжелыми" бизнес-приложениями, что требует непрерывного информационного обмена как внутри филиалов и офисов компаний, так и с клиентами. Все это приводит к ежегодному удвоению трафика данных, что в свою очередь приводит к пропорциональному росту ресурсов транспортных сетей, которые задействуются для его передачи. А по данным Андрея Вышегородского, руководителя отдела по работе с корпоративными клиентами ЗАО "Квантум", "рынок услуг связи, связанный с арендой каналов, в денежном выражении вырастет в три-четыре раза к 2010 году". Однако при разности оценок оказывается, что речь идет об одном и том же - просто меньшая цифра указывает на "чистую аренду" - без IP VPN, без присоединения и пропуска трафика и т. д., а большая - охватывает все эти услуги. Есть и другое объяснение. По мнению Александра Охотникова, генерального директора ArtCommunications, оценить объем рынка аренды каналов чрезвычайно сложно. Дело в том, что большинство операторов публично не размещает тарифы на такие услуги - цена часто определяется в индивидуальном порядке и зависит от уровня развития инфраструктуры в конкретном районе и степени загруженности данного участка сети. Нельзя сбрасывать со счетов и монопольное положение оператора в том или ином месте, когда альтернативы просто нет - эта ситуация существенно влияет на стоимость аренды, разумеется, в сторону увеличения цены. По данным Александра Цейтлина, средняя общероссийская стоимость канала Е1 - $250- 400 в месяц. Однако в отдельных случаях стоимость может отличаться на порядок даже в Москве. Кстати, технологии передачи данных непрерывно меняются. Если раньше более активен был рынок TDM-каналов, то в последнее время спрос переориентировался на пакетную передачу данных и на VPN. Это связано с большей гибкостью и меньшей стоимостью пакетных технологий, а также общим увеличением объема передаваемой информации. Причем объем передаваемых данных и пакетной телефонии заметно превалирует над передачей голоса по TDM-технологии, примерное соотношение к настоящему моменту - 90 к 10. Из этого вытекает еще одна тенденция развития - все более возрастающая потребность клиентов в увеличении полосы пропускания, что в свою очередь приводит к росту данного сегмента рынка. Если же говорить об объеме сегмента аренды каналов в чистом виде, то его доля в общем объеме рынка услуг связи будет снижаться. На фоне тенденции консолидации и поглощений, которая четко наметилась в последние годы, межоператорский рынок будет стагнировать, а в месте с ним и его "канальная" часть. Активизация и использование канальной инфраструктуры будет мигрировать в сторону предоставления услуг конечному пользователю на базе собственной инфраструктуры. Дело в том, что заниматься магистральным бизнесом в чистом виде становится все менее интересно, а магистральная (в масштабах города) сеть в нынешних условиях - это возможность сэкономить на оказании услуг конечным пользователям. "Межоператорская цена контракта аренды незначительно ниже рыночной стоимости полного комплекса телекоммуникационных услуг для конечного пользователя. С точки зрения рентабельности бизнеса, такое положение дел крайне невыгодно. В связи с этим перспектива развития такого рода предложений минимальная", - рассказал корреспонденту "Стандарта" Андрей Цуманов, директор по маркетингу телекоммуникационной компании "Караван". В то же время, по мнению Андрея Вышегородского, рынок становится более конкурентным и регулируемым - увеличивается количество игроков на нем как за счет операторов, строящих собственные сети, так и за счет компаний, которые работают на арендованных мощностях. "Причем значительных отличий между рынками Петербурга и Москвы нет, - отмечает Вышегородский. - Основное влияние на рынок предоставления канальных услуг оказывают операторы, которые за предыдущие годы успели построить оптические сети и присутствуют во всех районах города".
Что нам стоит сеть построить
В целом, в среднесрочной перспективе спрос на аренду физических каналов будет стабильным, поэтому каждый из крупных игроков рынка будет пытаться дополнить свою кабельную инфраструктуру новыми направлениями, расширить возможности по охвату территории. Правда, темпы у них будут различными - это зависит только от финансовых возможностей в такое "капитальное" строительство. Это могут быть и домашние сети (Ethernet-провайдеры), которые связывают свои сегменты в единую сеть и строят собственные каналы до точек обмена трафиком, и небольшие операторы, нацеленные на корпоративных пользователей и крупные компании, у которых есть целая программа по прокладке коммуникаций по всему городу. Как отмечает аналитик IKS-Consulting Татьяна Толмачева, в Москве порядка 30 операторов связи имеют собственные волоконно-оптические сети разной протяженности - и это более чем на тысячу операторов связи, базирующихся в городе. В Петербурге количество таких компаний в два-три раза меньше. Это означает, что далеко не каждый оператор, даже если у него и есть мотивация, сможет построить себе собственную волоконно-оптическую сеть для ее последующей сдачи в аренду. По объему строительства, конечно, первое место удерживают сотовые операторы, которые постепенно переходят с аренды инфраструктуры на собственные сети (проводные или беспроводные - не столь важно). Однако, как отмечает руководитель аналитического направления компании J?son & Partners Борис Овчинников, объемы строительства пока слабо коррелируют с общей насыщенностью рынка - большинство операторов строит сети для себя и вовсе не предлагает свободную емкость к аренде, или, по крайней мере, не проявляется особой активности в этом направлении. То есть предложение, по его словам, выросло несущественно, а вот спрос упал сильно. Однако тарифы на услуги аренды каналов показывают наименьшую динамику снижения и этот тренд в ближайшее время сохранится. Этому, по мнению генерального директора "Гарс Телеком" Павла Горенькова, есть ровным счетом три причины. Во-первых, фактическая монополия нескольких компаний ("Комкор", "Голден Лайн", "Макомнет" и т. д.) позволяет им сдерживать тарифы на свои услуги, несмотря на то, что все остальные телеком-сервисы подвержены явной эрозии. Во-вторых, на рынке масса мелких операторов связи, которым не по карману строить собственные сети. А значит, спрос на каналы - причем независимо от качества - будет сохраняться. В-третьих, поскольку емкость канализаций ограничена и постепенно заканчивается, а строить новые сети становится все дороже и затраты на строительство оптики резко возрастают, что также будет сдерживать понижение тарифов. Крупнейшие провайдеры каналов связи сосредоточены в Москве. По версии ISK-Consulting - это МГТС, "Комкор", "Комстар-ОТС" и "Голден Телеком", а по мнению аналитиков J?son & Partners лидеры распределены несколько иначе - "Комстар-ОТС" (и его "внучка" "ГолденЛайн"), "Комкор", "Макомнет", "Корбина", отчасти "Голден Телеком" и "Центральный Телеграф". Все это позволило столичному рынку не только занять доминирующие позиции в отношении всей остальной страны, но и существенно облегчить жизнь потребителям - в Москве нет такой проблемы, как арендовать канал связи в течение одного-двух рабочих дней, поскольку конкурентный рынок крайне жесток. По Петербургу наблюдается, кстати, единодушие - крупными игроками считают СЗТ, ПТТ, "ПетерСтар", "Метроком". Некоторые операторы предпочитают использовать их каналы связи для своих клиентов. Как отмечает Андрей Цуманов: " Линейно-кабельные сооружения (ЛКС) города - "не резиновые". Поэтому проводить собственные трассы с каждым годом становится дороже и проблематичнее. В основном к аренде каналов прибегают в случае нехватки собственных средств на организацию линии или при неудачном стечении обстоятельств, мешающих прокладке кабеля". Реже, по его мнению, возникают такие ситуации, когда клиент просит оперативно организовать подключение, а ближайший участок сети расположен далеко - соответственно, прокладка сети займет некоторое время. Однако остальные операторы исповедуют другой подход. По мнению технического директора ЗАО "Квантум" Дмитрия Нудьги, важным мотивом строительства собственных сетей является снижение рисков как для оператора, так и для его абонентов. "Слишком сложно строить свой бизнес при постоянной угрозе повышения стоимости каналов. Да и чем больше развита сеть оператора, тем больше у него потенциальных клиентов", - уверен Дмитрий Нудьга. Опорная сеть, охватывающая весь город, позволяет подключать с меньшими затратами, поскольку стоимость зависит в числе прочего от расстояния до ближайшего узла оператора. Чем ближе находится узел, тем дешевле подключение к услуге. По сути, большинство средних и крупных операторов позиционируются как универсальные и предлагают полный комплекс услуг связи, в числе которых есть и аренда каналов. Как отмечает Александр Охотников, в условиях усиления конкуренции за абонента, где снижение издержек играет не последнюю роль, наличие собственной транспортной сети - это мощнейшее конкурентное преимущество. Особенно актуальной собственная сеть становится при выходе на массовый рынок, куда сегодня стремится выйти большинство крупных операторов. Таким образом, очевидно, что строительство собственной сети - это стратегически наиболее перспективное направление развития бизнеса оператора. Другой вопрос, что своя сеть требует значительных инвестиций. Кстати, по прогнозам аналитиков "Гарс Телеком", сегодня есть емкость для появления новых транспортных операторов - вложив $250-270 млн в "провода", можно за два-четыре года стать заметным игроком на этом консервативном рынке. Хотя временами строительство собственных сетей происходит и от безысходности, поскольку компаниям как-то надо уберечься от невысокого качества сервисов при аренде каналов связи. По словам Павла Горенькова, многие компании, особенно ориентирующиеся на работу с крупными корпоративными клиентами, вынуждены пересмотреть свои капитальные затраты и перевести большую часть средств с аренды каналов в дальнейшее строительство собственной сети, хотя традиционно стараются отдавать на аутсорсинг непрофильные составляющие бизнеса. "Итог - сдерживание роста бизнеса - средства тратятся не на развитие новых сервисов", - говорит Гореньков. Даже при быстром строительстве собственных сетей не у всех компаний на это есть деньги, поэтому они все равно будут клиентами крупных арендодателей. А значит, мотивации заниматься качеством своих сервисов у больших транспортных компаний просто нет. Важным дополнением является и тот факт, что аренда каналов как отдельный бизнес сегодня уже уходит в прошлое, концентрируясь в пределах межоператорского рынка. Все больше аренда каналов становится составляющей различных телекоммуникационных сервисов, предоставляемых конечному клиенту. В долгосрочной перспективе владелец инфраструктуры всегда имеет преимущество в конкуренции с оператором, арендующим канальную емкость. Как отмечает Александр Цейтлин, единожды введя инфраструктуру в здание, оператор остается там навсегда, конкурируя лишь с теми операторами, которые также присутствуют в этом здании. В связи с этим, фактор наличия собственной транспортной сети у оператора связи, и ее географическое покрытие начинают играть решающую роль в конкурентной борьбе. Также вложения в собственную сеть значительно повышают капитализацию компании.