Недавний опрос компаний Dell Technologies и Vanson Bourn показал, что 78% корпораций видят в стартапах угрозу для своего бизнеса. 
Корпорации-партнеры акселератора GenerationS от РВК рассказали, почему крупному бизнесу сложно найти «общий язык» с независимыми разработчиками и каких ошибок стоит избегать.


Александр Шинкарев, генеральный директор «Гарс Телеком»

Риски, косность и бюрократия

Внимание бизнеса к стартапам – отнюдь не дань моде. При верном подходе – это полноценный инструмент управления конкурентоспособностью. Но давайте будем честны: корпорации не умеют работать со стартапами. Везде – не только в России.

Воспеваемые СМИ success stories посвящены отдельным проектам-счастливчикам. А мы вряд ли узнаем истории неудач тысяч оригинальных стартапов и отличных идей, похороненных в R&D департаментах больших корпораций, управляемых талантливыми коллективами с неограниченными ресурсами и инфраструктурными возможностями.

Среди наиболее ярких международных примеров коллаборации крупного бизнеса и стартапов стоит отметить инициативу Telefonica. Оператор связи реализовал проект Open Future, платформу для коммуникации со стартапами, давшую «зеленый свет» инновационным проектам внутри корпорации.

Почему бизнес неохотно сотрудничает с разработчиками извне?

Крупные, равно как и уверенно чувствующие себя предприятия среднего размера потратили годы на то, чтобы доказать рынку свою состоятельность, обрести конкурентные преимущества, отточить бизнес-процессы, вырастить уникальную корпоративную культуру.

В теории дельные стартапы – свежая кровь во всех смыслах слова – привносят новое, омолаживают и мотивируют. Но на практике внешним поставщикам приходится либо соответствовать, либо, скорее всего, ничего не получится.

Очень часто причины неудач взаимодействия стартапов и бизнеса в косности и чрезмерной бюрократии заказчика. Но даже если отбросить человеческий фактор, бизнесу непросто, а часто и рискованно менять устои в угоду пока не доказавших эффективность идей.

Сколь не систематизируй опыт взаимодействия корпораций и стартапов, все пока что учатся на своих ошибках. Среди основных ― чрезмерная формальность бизнес-процесса, нежелание и неумение быть по-настоящему открытым новым идеям, стремление подчинить «предпринимательский дух» стартапов корпоративным процессам.



Татьяна Санина, генеральный директор Инновационного Центра «Бирюч – НТ» ГК «ЭФКО»

Затратность, закрытость и ошибки в целеполагании

Уровень стартаперской и инвестиционной культуры в России и на западе сравнивать пока не стоит. Западные страны развивают инвестиционные стратегии десятилетиями, а для нашей страны это новое направление. И, например, в сфере агробиотехнологий, оно находится в зачаточном состоянии, о чем говорит хотя бы тот факт, что в треке AgroBioTech&Food акселератора GenerationS мы оказались единственным индустриальным партнером.

В то же время сложно не признать, что за последние год-два в этом направлении произошел колоссальный прорыв. Появляются проекты, ориентированные на реальное производство, и бизнес начинает вкладываться в эти проекты. Мне кажется, что в ближайшие пять лет в России появятся и прорывные продукты, и новые технологии мирового уровня.

Пока крупный бизнес в России неохотно сотрудничает с разработчиками извне по ряду причин:

  1. Во-первых, качественных инвестиционно-привлекательных стартапов в России все-таки мало. На поиск, отбор, огранку и внедрение эффективных проектов нужно тратить собственные ресурсы, а такая возможность есть далеко не у всех.
  2. Во-вторых, большому бизнесу неинтересны проекты, экономия от которых может быть слишком мала в общей себестоимости продукта. Чаще всего внедрение новых технологий на производстве — очень трудоемкий процесс, в котором задействовано множество подразделений, технологий, человеческих ресурсов.
  3. В-третьих, бизнес в России до сих пор остается достаточно закрытой средой, в то время как для эффективного внедрения той или иной технологии стартапу требуется знать бизнес-модель и производство изнутри. Но далеко не каждое предприятие согласится пустить к себе в дом совершенно незнакомого человека.

И стартапы, и компании при взаимодействии совершают много ошибок. Одна из наиболее значимых — неправильное целеполагание. Довольно часто компании не понимают, зачем они начинают заниматься инновациями и работать со стартапами.

Возникает ситуация, описанная Иваном Андреевичем Крыловым в басне «Лебедь, Щука и Рак». Если стартап ориентирован на получение финансовой выгоды уже сегодня, то у команды должна быть легко реализуемая идея на конечной стадии разработки.

Если крупная компания планирует создать задел на будущее из сфер, которые являются стратегически значимыми, но не критичными в данный момент, то и KPI, и отношение к проекту должно быть соответствующее: со стороны компании его работу не должны курировать тактически ориентированные отделы. Если в качестве цели выступает PR или позиция «у других есть, пусть и у нас будет» – это совсем другая история.