Сегодняшний офис функционирует совсем не так, как контора прошлого века. Все больше мы работаем с цифровыми технологиями. Виртуальными оказываются результаты труда, впрочем, как и сами работники, осуществляющие свою деятельность «удаленно». Подобные формы работы заставляют социологов и философов говорить о наступлении эры виртуального существования.
Решения
В 2006 году российские телекоммуникационные компании стали выводить на рынок комбинированные пакеты услуг, включающие в себя Интернет, фиксированную, мобильную связь и телевидение. На Западе подобные услуги стали уже стандартными, в России же такой сервис пока не получил широкого распространения. Однако в сфере телекоммуникационных услуг операторы действуют весьма активно, поскольку отечественный бизнес развивается очень бурно и требует соответствующего IT-сопровождения. В последнее время корпоративные решения, позволяющие обеспечить все информационные и телекоммуникационные потребности какой-либо компании в рамках единого пакета услуг, становятся все более популярны «Разумеется, это общее определение, — поясняет генеральный директор компании „ВестКолл“ Михаил Решетов, — поскольку в этот пакет также можно включить высокотехнологичность, комплексность и индивидуальный подход к каждому корпоративному клиенту». Смысл и преимущество представленных сегодня на рынке корпоративных решений в том, что они подразумевают создание единого внутреннего информационного пространства компании. Это принципиально новый подход к связи вообще и ее роли в повышении конкурентоспособности компании в частности. «Суть корпоративных решений — в содействии развитию бизнеса, — уточняет генеральный директор „Гарс Телеком“ Павел Гореньков. — В то же время корпоративными решениями можно называть только те системы, которые позволяют повысить эффективность бизнеса конкретной компании. Поэтому каждое из этих решений уникально».
Компоненты
Корпоративные решения позволяют оптимизировать задачи управления корпорацией. «Их компонентами являются системы связи, АТС, маршрутизаторы, внутренние локальные сети, системы для контроля и учета тарификации, программные продукты — CRM, ERP, интеллектуальные системы типа Inventory, Workflow. Естественно, IT-решения не работают без аппаратной базы», — говорит Евгений Сандомирский, коммерческий директор компании «Мастертел». Корпоративный пакет может включать в себя разное число услуг, соответственно, их качественный состав тоже будет различаться. Если компания локализована в одном городе, ей будет достаточно объединить все свои офисы в единую телефонную сеть с одним общим номером, который она будет указывать в любых информационных и рекламных материалах. Для удобства клиентов стоит создать голосовое меню. Если же компания имеет филиалы, представительства или офисы в других городах и регионах, можно подключиться к услугам аудио- и видеоконференций, чтобы сотрудники имели возможность проводить совместные совещания, не тратя время и силы на переезды из города в город. Такая системная интеграция происходит на базе уже работающей инфраструктуры, соответственно, не требует больших затрат. Предоставление той или иной услуги зависит от рода деятельности компании. Например, организация, имеющая партнеров и клиентов за границей, вынуждена тратить много денег на междугородные и международные переговоры. Большая часть этих средств уходит на разговоры по мобильному телефону. Используя же предложение телеком-оператора по так называемому мобильному доступу, компания может объединить фиксированные и мобильные номера и звонить за границу фактически по тарифам связи внутри страны.
Организация связи
Крупные компании с разветвленной сетью офисов как в Москве, так и по всей России, уже не могут ограничиться обычным набором услуг, и поэтому для них очень важно использование комплексных решений, комментируют в Голден Телеком. Сегодня на рынке работает несколько компаний, которые предлагают спектр сетевых решений, обеспечивающих интеграцию бизнес-приложений в единую информационную среду на основе одной из крупнейших сетей в России и странах СНГ. Использование таких решений и технологий, как Frame Relay, VoIP, MPLS, VSAT (Very Small Aperture Terminal) и др., обеспечивает безопасную и надежную передачу данных. «Тем не менее, новые проводные технологии далеко не всегда актуальны для корпоративного сектора, — отмечает Павел Гореньков. — Так, например, технология Triple Play снижает эффективность работы сотрудников. С внедрением широкого канала, по которому одинаково быстро идут видеоданные, можно прямо на рабочем месте смотреть кино, прослушивать и скачивать массу информации и т.п.». Одна из ключевых проблем при построении корпоративной сети — безопасность передачи данных. К примеру, Сбербанк РФ подключает свои отделения по выделенному оптическому каналу, по которому можно было бы подключить целый город. Однако с точки зрения безопасности это оправданно: Сбербанк отделяет свою сеть от других пользователей, фактически стопроцентно защищая себя от утечки информации. «Разумеется, за это приходится платить, зато подобная система обеспечивает высокий уровень безопасности», — подчеркивает Евгений Сандомирский.
Менталитет
Среди других востребованных телекоммуникационных продуктов можно отметить аудио- и видеоконференцсвязь, в современных условиях уже превратившуюся в настоящие виртуальные совещания. Данная услуга обеспечивает полный эффект присутствия сотрудников, удаленных друг от друга на сколь угодно большие расстояния. Также очень удобна интеграция мобильной и фиксированной связи с переадресацией, которая позволяет сотруднику не быть привязанным к офисному креслу, решать все вопросы по мере их поступления, а также выполнять нескольких задач одновременно. Например, можно ехать на деловую встречу и просматривать на мобильном телефоне срочные сообщения, переадресованные из электронного почтового ящика. Более того, некоторые телеком-компании уже предоставляют своим клиентам обратную возможность — переадресацию звуковых файлов голосовой почты с мобильного телефона в электронный почтовый ящик, так что клиент, партнер или коллега, находясь в любой точке планеты, может их получить и прослушать на ноутбуке, не тратя деньги на роуминг. Некоторые специалисты отмечают, что технологии, пришедшие с Запада, не всегда приемлемы для русского человека. «Эффективность работы сотрудника, работающего удаленно, в большинстве случаев невысока, — говорит Евгений Сандомирский. — Мне кажется, что в России еще не готовы к такой форме организации труда и удаленная работа сотрудника — это дополнение к его пребыванию в офисе. Думаю, такой подход еще долго будет в силе, потому что для организации работы вне офиса необходим ряд сопутствующих факторов, таких как контроль работы, система премирования. А этот цикл не всегда выстроен». «Ведение бизнеса в России, конечно, имеет свою специфику, да и наличие особенностей в российской ментальности никто не станет отрицать, — соглашаются в Голден Телеком. — Но понятия „мобильный офис“ и „мобильный сотрудник“, как показывает практика, прекрасно сочетаются с российским бизнесом». Успешный бизнес в любой стране обязан быть мобильным. Поэтому все новейшие технологии, в том числе позволяющие по-новому посмотреть на организацию рабочего процесса, весьма востребованы клиентами. «Технология — не панацея, — утверждают в Голден Телеком, — а всего лишь одно из средств повышения эффективности работы. Прежде всего от руководителя предприятия и его управляющих зависит, как они смогут применить ту или иную технологию». Задача оператора связи — максимально полно продемонстрировать возможности, преимущества, особенности той или иной технологии связи и тем самым дать в руки руководителям весьма действенный инструмент повышения эффективности их бизнеса. Таким образом, корпоративные решения хороши тем, что они чрезвычайно гибки и позволяют из множества телекоммуникационных инструментов в каждой конкретной ситуации выбирать тот, который обеспечит максимальное удобство и экономию.