6 декабря 2005 года состоялось открытие международной конференции «Конвергенция фиксированных и мобильных сетей связи (FMC – Fixed Mobile Convergence)», основной задачей которой является подведение итогов развития услуг FMC в России и обсуждение проблем и перспектив этого направления. Сегодня термин «конвергенция» приобрел новый, более широкий смысл. Согласно определению, которое дала аналитик компании IDC Наталья Короткова, понятие конвергентной услуги включает в себя независимость пользователя: от используемого терминала, от сети, и от места положения. Иными словами, говорить о конвергентной услуге в мобильных и фиксированных сетях можно в случае, если она доступна вне зависимости от терминала, который использует абонент (телефон, смартфон, ПК, ноутбук), в любой сети, в которой действуют соответствующие предложения, и не зависит от местонахождения пользователя. Говоря об опыте и перспективах внедрения конвергентных услуг, Н. Короткова отметила некоторые особенности развития FMC в Европе:
  • FMC серьезно рассматривается мобильными операторами, как перспективное развитие сетей;
  • Создан Fixed Mobile Convergence Alliance (FMCA) для продвижения FMC;
  • Существует большая заинтересованность в FMC со стороны фиксированных операторов (именно от них исходит инициатива по созданию конвергентных сетей) и д.т. В отличие от европейских операторов, многие российские компании пока не видят необходимости сотрудничества в области конвергенции. Н. Короткова назвала следующие сценарии развития FMC сетей в России:
  • Постепенное проникновение на массовый рынок (необходимо дождаться момента насыщения рынка мобильной связи, когда фиксированные и мобильные операторы увидят необходимость сотрудничества)
  • Leap frog (резкий скачок)
  • Нишевые решения для корпоративного рынка. Свой прогноз развития конвергентных услуг представил также генеральный директор компании «Гарс Телеком» Павел Гореньков. По его мнению, корпоративные и мобильные решения будут быстрее развиваться в области передачи данных. Наиболее вероятна миграция в сторону IP и WiMax-технологии после 2010 года. Стандарт GSM, единственным преимуществом которого будет покрытие, перейдет в разряд дешевых голосовых услуг. По мнению П. Горенькова, большие перспективы имеет стандарт CDMA, но все зависит от темпов строительства федеральной сети. Руководитель консалтинговой компании «Линс» Алексей Полунин назвал основные слагаемые успеха внедрения сетей FMC:
  • адекватная бизнес-модель работы оператора;
  • большое число услуг и пакетов услуг;
  • широкий выбор контента и поставщиков контента;
  • единый Back Office и единый счет;
  • гибкая и масштабируемая техническая база. Как отметил исполнительный директор компании Linz Teleconsulting Иоаким Линц, операторы должны стремиться использовать конвергенцию, чтобы внедрять новые бизнес-модели и новые пакеты услуг, которые будут пользоваться спросом среди абонентов. Но при этом необходимо понимать, что конвергенция – это многоступенчатый процесс, который потребует тотального взаимодействия всех участников телекоммуникационного рынка.