На российском сотовом рынке - новое поветрие. Большие и не очень альтернативные операторы, торговцы трубками, зарубежные телекоммуникационные компании, работающие в России,- все хотят стать виртуальными операторами сотовой связи (MVNO). Компании строят опытные зоны связи и рассуждают о перспективах тех или иных услуг в этих сетях. Однако ждать воплощения смелых планов в жизнь не меньше трех лет, предупреждают аналитики.
Виртуальные объявления
Виртуальные операторы (Mobile Virtual Network Operator, MVNO) впервые появились на пресыщенном европейском GSM-рынке. MVNO не владеют собственными частотами и, как правило, не имеют собственной сетевой инфраструктуры, арендуя ее у традиционного оператора. Однако все остальное у виртуальных операторов свое: биллинг, офисы продаж, торговая марка и рекламная кампания. Как правило, виртуальные операторы закупают оптом трафик у "больших" собратьев, а затем перепродают минуты и мегабайты собственным абонентам. На Западе брэнды виртуальных операторов зачастую соперничают по известности с брэндами операторов традиционных. Чего стоит одна только сеть Virgin известного миллиардера Ричарда Бренсона. Помимо телекоммуникаций торговая марка Virgin используется под рекорд-лейбл, авиаперевозки, под ней выпускаются прохладительные напитки. В Великобритании в бизнес MVNO вошли торговые компании Tesco и Carphone Warehouse, в Германии - Quelle, в США стать MVNO стремятся Disney и Apple. Сегодня в мире насчитывается более двух сотен виртуальных операторов с суммарной абонентской базой в несколько десятков миллионов человек. По прогнозу исследовательской компании Yankee Group, в 2010 году в США будет свыше 29 млн абонентов MVNO. Внекоторых европейских странах MVNO приносят до 20% доходов на локальном сотовом рынке. В России первые проекты в области MVNO появились еще в прошлом году. С небольшой разницей во времени о начале работы сообщили компании "Народный мобильный телефон" (НМТ) и Netcom. Вслед за ними о намерении стать MVNO заявили продавцы трубок и аксессуаров "Евросеть" (в партнерстве с ЗАО ТМ САТ- поставщиком услуг мобильной спутниковой связи Thuraya на территории России) и Divizion. Нельзя сказать, что заявления претендентов на звание MVNO остались лишь заявлениями. Весь год на рынкешла подспудная работа, тестировались сети, разрабатывались модели взаимодействия MVNO с "большими" братьями. Так, в конце августа НМТ созвал пресс-конференцию, на которой доложил о технической готовности к оказанию виртуальных услуг. НМТ построил в Москве центр коммутации на 50 тыс. абонентов, развернул центры обработки SMS и MMS, систему биллинга. Опытная зона НМТ будет выстроена на базе сразу восьми операторов, действующих в разных стандартах: Tele2, "Сотел-НН", "Волгателеком", "Ростовский сотовый телефон", СМАРТС, "Нижегородская сотовая связь", "Кузбасская сотовая связь" и "Московская сотовая связь". Сети базовых операторов связаны с коммутационным центром в Москве с помощью собственных междугородных каналов НМТ. Первый междугородный звонок из Санкт-Петербурга в Москву через опытную виртуальную сеть мобильной связи НМТ был совершен 19 августа. Не отстает от будущего конкурента и "Евросеть". Компания тестирует своего MVNO на сетях СМАРТСа, "Волгателекома" (IMT-MC-450), Tele2, "Нижегородской сотовой связи", "Сотел-НН" (IMT-MC-450) и "Московской сотовой связи" (IMT-MC-450).
Ненужные операторы
Опытные зоны MVNO, устраиваемые операторами в Москве и российской провинции, выглядят на сегодняшний день ярмаркой тщеславия, если учесть, что нормативных актов для работы виртуальных операторов пока не выпущено. Как лицензировать новый тип операторов, на каких условиям разрешать им присоединение к сетям владельцев частотного ресурса, как обеспечить абонентам MVNO роуминг - сегодня непонятно. Однако работа регулятора в этом направлении заметна. Так, в феврале 2005 года в Мининформсвязи прошло первое заседание коллегии, посвященное внесению изменений в соответствующие нормативные документы. Серьезность намерений регулятора в отношении нормативной базы по MVNO неоднократно высказывал и министр информационных технологий и связи Леонид Рейман. По замыслу регулятора работа MVNO должна стимулировать конкуренцию на сотовом рынке, что, несомненно, пойдет на благо абонента. Ожидается, что первые проекты актов, регулирующих работу MVNO, появятся уже осенью. Зима, по-видимому, уйдет на утряску актов с правительством и Госдумой. Принять и изменить потребуется не один закон. Так, в Европе операторы обязаны подключать MVNO к своей сети. Поэтому не исключено, что и в России потребуются поправки в антимонопольное законодательство. Сегодняшняя расстановка сил на рынке дает возможность убедиться в том, что внедрить MVNO в России можно только "насильственным" способом - путем госрегулирования. Крупнейшие операторы- "Мобильные Телесистемы" и "Вымпелком" (владелец торговой марки "Билайн") заинтересованности в сотрудничестве с MVNO до сих пор не демонстрировали. В Москве ряд операторов (Matrix Telecom, "Гарс Телеком" и "Центральный телеграф") в свою сеть пустил "Мегафон", желая пошатнуть позиции лидеров. Похожие цели преследуют поволжский СМАРТС и скандинавская Tele2, экспериментирующие с MVNO. Их дальняя цель - прорваться в Москву. По оценкам аналитика компании "Современные телекоммуникации" Александра Корсунского, на сегодняшний день все операторы-посредники (не обладающие лицензией MVNO и работающие на сетях "настоящих" операторов) обслуживают в совокупности не более 50-70 тыс. абонентов. Впрочем, насыщенные столичные рынки, по-видимому, станут последним плацдармом, который возьмут виртуальные операторы. Дело в том, что частотный ресурс в обеих столицах сильно ограничен, так что каждый новый игрок будет обузой. Для MVNO пригодны далеко не все региональные рынки: свыше чем в десяти российских регионах работают пять и больше GSM-операторов, не говоря о сотовых компаниях других стандартов.
Виртуальные игры абонентов
Даже если соответствующие нормативные акты примут вовремя и развертывание сетей MVNO начнется по графику, будущие виртуальные игроки встретят на своем пути целый ряд проблем. Первая из них- привлечение абонентов. Вряд ли для российских MVNO станет приемлема модель дискаунтеров: традиционные операторы, и так переживающие трагическое падение выручки с абонента (ARPU,) не захотят отдавать трафик по дешевке. Поэтому наиболее логична схема работы российских виртуалов в отдельных сегментах рынка. "На Западе до 90% MVNO работают с конечным потребителем, однако наиболее выгодна ниша корпоративных клиентов,- считает генеральный директор компании Гарс Телеком Павел Гореньков.- Для корпоративных MVNO требуется, чтобы в их пакете услуг был трафик данных и возможность объединения мобильных номеров с фиксированными. В свое время мы выбрали нишу телеком-бутика, и, судя по реакции рынка, потенциал у этой ниши довольно большой". Интересно, что количество абонентов своей "виртуальной" сети (Гарс Телеком перепродает трафик "Мегафона") в компании не раскрывают. "Мы это сделаем не раньше 2008 года, когда станем настоящим MVNO",- обещает Павел Гореньков. Зато говорят, что ARPU на корпоративном рынке существенно выше, чем у традиционных операторов, $51-197 с клиента. "Эрозия тарифов компенсируется ростом объема потребляемых услуг, и в первую очередь передачи данных",- указывают в Гарс Телеком. Проблема с клиентами коснется не всех MVNO. Не исключено, что собственных виртуальных операторов захотят создать крупные госмонополии типа РАО ЕЭС или "Газпрома". Эти компании смогут организовать безроуминговые зоны для своих сотрудников, наладить технологическую связь (устройство-устройство) и обеспечить большой спектр дополнительных услуг. По мнению исполнительного директора компании "Евросеть" Элдара Разроева, высказанному на прошедшей в конце сентября конференции "Операторы виртуальных сетей мобильной связи в России", в первые два года после начала работы виртуальные операторы смогут рассчитывать на 10% вновь подключаемых абонентов.
3G три года ждут
Пока точных сроков начала работы виртуальных операторов в России не может назвать никто. Эксперты считают, что сначала сам рынок должен созреть для появления MVNO. Только после этого идея виртуальных операторов "овладеет регулятором", появятся соответствующие нормативные акты. Действительно, согласно исследованиям, российскому рынку еще есть куда расти. Так, согласно опубликованному в конце сентября исследованию информационно-аналитического агентства "Сотовик", в России лишь 49,2% активных пользователей сотовой связи- то есть тех, кто за последний месяц совершил хотя бы одно тарифицируемое действие. Эти данные разнятся с традиционной совокупной статистикой сотовых операторов, ведущейся по количеству проданных (розданных) SIM-карт. Мнения расходятся, но по самым пессимистичным прогнозам насыщение российского рынка сотовой связи уже не за горами, в 2008 году. Именно тогда аналитики ожидают появление первых реальных MVNO. Другим стимулом к проникновению MVNO на российский рынок может стать внедрение здесь сетей третьего поколения (3G). Согласно заявлениям топ-менеджеров крупнейших сотовых операторов, на развертывание сети 3G по всей России потребуется около $2 млрд. Окупить эти инвестиции и завлечь в сети нового типа достаточное количество абонентов как раз и помогут MVNO.