Развитие услуг доступа к интернету открывает возможности для формирования сервисов, которые работают поверх широкополосного доступа. Операторам самое время думать о новых моделях своего развития. Последние форумы и конгрессы представителей отрасли телекоммуникаций выявляют интересный парадокс. Развивая услугу доступа в интернет, увеличивая ширину канала абонента (скорость подключения), операторы связи одновременно создают новые возможности для игроков, которые активно конкурируют с ними на смежных рынках платного ТВ и телефонии. И эта тенденция развивается по нарастающей. Стремительное повышение скорости доступа в интернет, которое произошло за последние пару лет, привело к тому, что стало возможно передавать «тяжелый» видеоконтент даже в HD-качестве через интернет в режиме реального времени. Сразу же появились игроки, которые готовы пускать в сети операторов этот контент, – так называемые Over the Top, или OTT-провайдеры. Они предлагают абоненту вместо ТВ и видео по заказу от оператора использовать ТВ-приставку, которая подключается напрямую к интернету и «достает» оттуда платный и бесплатный контент. Не так давно операторы описывали свое будущее на рынке связи для физических лиц через парадигму triple play – когда абонент от своего оператора получает все три ключевые услуги: голос, видео и доступ в интернет. Пакет услуг должен был, помимо прочего, повысить лояльность абонента, закрепить его за конкретным оператором. Но по факту получается, что вместо трех услуг может остаться одна: остальные абонент получит через доступ в интернет. Нет гарантии качества, но есть будущее По мнению большинства участников отечественного рынка, на настоящий момент на российском рынке ОТТ – не конкурент IPTV от операторов. Сегодня ОТТ – это относительно малое количество абонентских устройств, минимум ТВ-каналов высокого качества. Многие ТВ-сервисы от ОТТ-провайдеров, распространенные в Европе и США, в России будут незаконными, отмечает технический директор «ПиН Телекома» Кирилл Малеванов. Но что более важно, эти два варианта предоставления услуги платного ТВ нельзя сравнить по степени качества. Интернет, по которому доставляют контент ОТТ-провайдеры, по определению является неуправляемой сетью, в которой ширина полосы до конечного пользователя не подлежит контролю, для оператора связи этот трафик (от OTT-провайдера) ничем не отличается от обычного HTTP-трафика. И если ширины полосы недостаточно, качество контента окажется низким. В то же время IPTV от оператора – это в первую очередь гарантия качества контента, подчеркивает руководитель отдела маркетинга массового рынка Северо-Западного филиала «МегаФона» Вадим Меркулов. «Бросать развитие услуг кабельного вещания преждевременно. Требования клиентов возрастают, и внедрение качественных цифровых продуктов на базе IPTV, DVB-C или даже гибридной DVB-C-IP неизбежно. Абонент выбирает и будет выбирать оператора и пакеты сервисов», – уверен руководитель по развитию и эксплуатации фиксированной сети МТС Дмитрий Калашников. С другой стороны, понятно, что скорости ШПД будут только расти, а значит, вопросы гарантии качества контента от OTT-провайдеров отойдут на второй план. «Не исключено, что в дальнейшем доступ к «тяжелому» контенту через публичные сети станет основным способом получения медийного контента пользователями», – признает директор коммерческого департамента Санкт-Петербургского филиала «ВестКолл» Алексей Ефимов. Если интернет-провайдеры смогут гарантировать прохождение контента через свои сети до клиентов, OTT-операторы вытеснят IPTV, рассуждает руководитель подразделения IP-решений компании «Смарт Телеком» Яков Панаргин. «Тогда против тренда рынка пойти никто не сможет и операторы, оказывающие традиционные услуги, должны будут либо объединяться с генерирующими контент ресурсами и тем самым завоевывать аудиторию на своей и чужой территории, либо оказывать дешевые традиционные услуги. В последнем случае развиваться можно будет только в регионах, где уровень проникновения ШПД того требует», – считает он. Skype все же победит Похожая ситуация и с голосовой связью, где активно развивается так называемая SIP-телефония. Она также передается поверх услуги доступа в интернет (самый яркий пример – Skype, который продолжает планомерно «отъедать» рынок голосовой связи) и тем самым замещает и аналоговую телефонию, и IP-телефонию в TDM-сетях. Правда, в случае с голосом угроза того, что сторонние игроки убедят клиента оставить услугу доступа в интернет, а голос пустить поверх сети, исходит от операторов. Сегодня операторы сами эволюционируют в сторону того, чтобы голосовое (а если необходимо, то и видео) общение абонентов осуществлялось на базе SIP. «Гибкость и канальная емкость SIP-оборудования намного выше, чем у традиционного TDM-оборудования, при этом SIP дает легкую и недорогую масштабируемость сети и освобождает от необходимости делить среду передачи на TDM и Ethernet. А стоимость абонентских устройств достигла уровня, когда абоненты готовы нести расходы на SIP-терминалы», – перечисляет аргументы в пользу эволюции к новым сетям Яков Панаргин. «Переход с традиционных технологий на SIP оправдан (ниже издержки на транспорт, больше гибкость и т.д.) и давно назрел, но за счет консерватизма рынка происходит медленно. Инерционность рынка заключается в наличии у пользователей парка старого оборудования, которое не дружит с SIP, а также в желании красиво рассказать клиентам о новых технологиях», – полагает генеральный директор «Гарс Телеком – Северо-Запад» Вадим Виноградский. Операторы отмечают, что SIP – не некая революция или инновация, а логическое продолжение IP-телефонии. «Глобальной разницы между IP-телефонией, которую давно предоставляют операторы, и SIP-телефонией нет – отличаются они только абонентским устройством клиента. Какой именно будет телефония – это требование абонента, а операторы готовы работать и по той и по другой технологии», – объясняет генеральный директор компании «ОБИТ» Андрей Гук. Но все же переход на SIP – очевидное расширение возможностей оператора конкурировать в сегменте голосовой связи. В первую очередь потому, что SIP-протокол уже получил широкое распространение в абонентских устройствах. Ранее услуги IP-телефонии в основном предоставляли корпоративному сектору, что позволяло использовать закрытые моновендорные решения и протоколы, напоминает технический директор «Суммы Телеком» Станислав Дубинин. Сейчас ситуация совершенно иная. Помимо персональных компьютеров поддержка SIP распространяется на большинство офисных телефонных аппаратов, все смартфоны поддерживают программное обеспечение SIP-клиента. «Это позволяет оператору дать пользователю возможность подключить имеющийся у него SIP-клиент, причем не один, а несколько. Потребитель может использовать дома фиксированный телефонный аппарат, подключенный к компьютеру или сразу к сети оператора, беспроводную SIP-трубку, подключенную к домашней базе по технологии DECT или WiFi, или мобильное устройство (смартфон, планшет, нетбук), и все это – с одним SIP-аккаунтом», – рассказывает Дубинин. Понятно, что ключевая составляющая, которая даст жизнь описываемому объединению, – возможность эксплуатировать сети мобильных операторов. Но пока услуга мобильного интернет-доступа не дает требуемой операторами надежности. «Основная проблема мобильного интернета – нестабильность параметров канала. Поэтому использовать мобильный интернет для организации полноценной телефонной связи невозможно», – подтверждает коммерческий директор «Северен-Телекома» Антон Виноградов. Единственный возможный вариант объединения корпоративной телефонной сети и мобильной связи с сохранением качества сервиса – комбинация «SIP плюс мобильная связь», замечает Дубинин. «Если там, где находится абонент, доступ в интернет плохо работает или отсутствует вовсе, коммутатор автоматически переадресует входящий звонок на заданный мобильный номер. Для исходящих звонков со своего SIP-номера в любой сети абонент может воспользоваться услугой callback: в ответ на специальный запрос коммутатор SIP-провайдера перезванивает абоненту и только потом соединяет с вызываемым номером», – описывает он механизм работы такого объединения. Но сотовые компании обещают в ближайшем будущем развернуть мобильные сети нового поколения (первые зоны LTE-сетей в России появятся уже в текущем году). «Когда запустят сети LTE, можно будет говорить о повышении надежности корпоративной сети на базе мобильного интернета», – комментирует Гук. В этом смысле четвертое поколение сетей сотовой связи может стать для сотовых операторов своего рода троянским конем, поскольку приведет к более широкому распространению SIP-телефонии от сторонних игроков, а в перспективе – и неких упрощенных вариантов видеосервисов от OTT-провайдеров. Частные сети в частных руках Теоретически логика эволюции голосовой связи в сторону SIP-протокола может иметь место и в случае с услугой организации частных сетей, объединяющих филиалы корпоративного абонента. Частная VPN-сеть сегодня в 99% случаев организуется через выделение абоненту «персональных» каналов в сетях операторов, которые связывают офисы. Но такая услуга может быть организована и поверх интернета при помощи VPN-маршрутизаторов, установленных в офисах абонента. Вместе с тем возможности оператора предоставить недорогой выделенный канал напрямую связаны с охватом его сети. Когда объединяются филиалы в местах, к которым у оператора уже протянута сеть, услуга VPN-канала по цене не отличается от услуги доступа в интернет. Когда оператору необходима аренда чужих каналов, услуга становится дорогой. В этом смысле, отказываясь от использования публичных сетей, региональные операторы отдают возможности организации сети для компаний с широкой филиальной сетью в руки крупных игроков типа «большой тройки» сотовых операторов и «Ростелекома». Их сети позволяют предоставлять клиентам гарантированные выделенные каналы практически в любом месте. Основной фактор, сдерживающий развитие VPN-сетей поверх публичной сети, – тот же, что и в дискуссии о OTT-провайдерах. По мнению участников рынка, самая характерная черта интернета – негарантированная доставка пакетов при передаче данных. Как следствие, это влияет на качество предоставления услуг. Но сети операторов не стоят на месте и гарантированный минимум качества связи постоянно увеличивается. Как и в случае с перспективами развития OTT-сервисов, можно указать и на другую важную составляющую – рост обязательств относительно качества услуги от провайдера, организующего доступ в интернет. Главным козырем операторов в дискуссиях, почему лучше организовывать внутреннюю сеть компании по выделенным каналам, остается SLA-договор (Service level agreement – «соглашение об уровне сервиса»), предусматривающий материальную ответственность операторов за перебои в работе сети. Отечественный рынок пока подразумевает, что SLA-соглашение при организации ШПД заключается лишь по настоянию клиента. Но логика развития европейских компаний свидетельствует: подробно прописанные обязательства провайдеров в определенный момент становятся важной составляющей конкурентной борьбы. И тогда SLA-договоры из редкости превращаются в норму рынка. Важно отметить, что те изменения на рынке телекома, которые дают жизнь услугам, организуемым поверх традиционного доступа в интернет, не совсем во власти операторов и приходят извне. То, что в сегменте мобильной связи сформировался запрос на SIP-телефонию, – заслуга вендоров, которые изменили профиль абонентских устройств, предоставили вместо простых моделей смартфоны. Растущая популярность OTT-провайдеров поддерживается производителями телевизоров: новые модели имеют встроенный функционал для выхода в интернет по домашнему WiFi, что позволяет получать определенный набор OTT-сервисов. Меняется и парадигма предоставления программного обеспечения – все более популярна модель виртуального офиса, когда хранение и обработка данных происходит в облаке. Значит, главным требованием абонента в ближайшем будущем станет качество услуги доступа в интернет, а услуга организации частных корпоративных сетей для многих потеряет актуальность. В итоге размышления одного из участников рынка о перспективах в сегменте видео вполне могут стать справедливыми для всей отрасли: развитие оператора в привычном формате трех услуг (голос, видео и ШПД) может оказаться успешным только в регионах, где уровень проникновения ШПД сильно отстает от среднего. На развитых рынках оператору надо искать новые модели взаимодействия с поставщиками контента, не бояться выходить со своими услугами и в чужие сети.