Юлия Поднос, директор по экономике и финансам «Гарс Телеком», нашла решение, позволяющее собрать нужную информацию с минимальными затратами времени и средств.
Проблема: Риски возникновения безнадежной дебиторской задолженности
С началом кризиса многие надежные контрагенты «Гарс Телеком» оказались на грани банкротства, и возрос риск возникновения безнадежной дебиторки. Проблему можно решить, если провести тщательную проверку клиента, который просит об отсрочке платежа. Но самое сложное – собрать максимально полный объем информации по контрагенту. Подобные услуги предоставляют специализированные агентства, но на выполнение заказа им требуется несколько дней. К тому же стоимость их услуг достаточно высока.
Решение: Самостоятельный сбор данных по контрагенту
Чтобы принять решение о том, стоит ли предоставлять отсрочку платежа тем или иным покупателям, компания «Гарс Телеком» разработала собственную, достаточно простую, систему поиска информации по контрагентам. Во-первых, стали запрашивать у потенциальных дебиторов бухгалтерскую отчетность за два-три последних квартала, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), копии учредительных документов. Этих сведений было достаточно, чтобы отследить динамику движения денежных средств, размер уставного капитала и список участников. Однако большинство российских предприятий продолжает оставаться непрозрачным и неохотно делится подобными сведениями. Выписку из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов можно запросить и в налоговой инспекции. А вот остальную информацию приходится искать. Для этого вполне подходят специализированные интернет-ресурсы: базы данных СКРИН (www.skrin.ru) и система профессионального анализа рынков и компаний СПАРК (www.spark.interfax.ru). Например, полная справка из системы СПАРК об интересующей компании, стоимостью 1,5 тыс. рублей, помимо общих сведений и регистрационных данных содержит информацию о структуре предприятия, акциях и облигациях, баланс и отчет о прибыли и убытках. Перечисленных источников информации о контрагенте более чем достаточно для того, чтобы провести оценку надежности и платежеспособности контрагента. Их использование позволило «Гарс Телеком» избежать роста просроченной дебиторской задолженности, а также исключить возможность возникновения безнадежной «дебиторки».