С 3 по 5 октября в подмосковном отеле “Гелиопарк Кантри” проходил второй Съезд ИТ-директоров (Russian CIO Summit 2004, www.cio-summit. ru), организованный компанией “Форт-Росс” (www.fort-ross.ru) по заказу некоммерческого партнерства разработчиков ПО “Руссофт” (www.russoft.org) и при поддержке IBM (генеральный спонсор), Hewlett-Packard (золотой спонсор), Novell (серебряный спонсор), а также Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ, www.apkit.ru) и Фонда поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами (ФОСТАС, www.fostas.ru). В мероприятии приняли участие свыше ста ИТ-директоров из 14 городов, а также менеджеры компаний, предоставляющих ИТ-услуги. В этом году участие в конференции — как и прежде*, она была ориентирована на интересы крупного и среднего бизнеса — приняли не только российские, но и иностранные специалисты. Доклады сделали Дин Лейн (Symantec), Роберт Паарлсберг (Royster-Clark) и Роберт Мун (ViewSonic). Речь последнего многим запомнилась. Один из основных тезисов его выступления звучал так: “Пусть ИТ будут максимально простыми. Как только они становятся сложными, то выходят из-под контроля”. Мун призвал разработчиков привлекать к созданию и тестированию ПО конечных пользователей. Он также заявил: “Будьте очень осторожными с аутсорсингом, обращайтесь к внешним консультантам не иначе, как в случае крайней необходимости. ИТ слишком важны, чтобы отдавать их на откуп внешним организациям”. Полярной точки зрения придерживается Павел Новиков (“ГарсТелеком”): “Аутсорсинг — инструмент, позволяющий компании корректировать структуру и бизнес в условиях современной конкуренции. Хотя рынок аутсорсинга в России еще только развивается, опыт показывает, что скорость его развития будет гораздо выше, чем за рубежом”. Однако, по мнению этого докладчика, свой отпечаток наложат и традиционные сложности российского ИТ-рынка: информационная закрытость компаний, инертность мышления отдельных руководителей, отсутствие финансовых моделей расчета эффективности вложений в ИТ, непроработанность законодательной базы. Делясь опытом аутсорсинга ИТ-услуг, участники говорили о важности доверительных отношений между заказчиком и поставщиком. В частности, Дин Лейн высказал мнение, что жесткие бизнес-отношения при работе по ИТ-проекту не принесут хорошего результата, необходимо добиваться партнерского общения. Виктор Вайнштейн (“Аплана”) также отметил: “Как показывает наш опыт работы с российскими и западными компаниями, для успеха проекта важно достичь взаимного понимания и доверия, создав условия для гибкого и прозрачного взаимодействия. Механизмы уточнения требований в ходе проекта, совместное обсуждение потенциальных проблем и рисков, адаптация методологии под специфику проекта, доступность оперативной информации в режиме реального времени — все это обеспечивает проактивные коммуникации и гарантирует предсказуемость результата проекта”. С большим вниманием были выслушаны выступления Андрея Дубских (“Протек”), Геннадия Орлова (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования), а также членов клуба Four CIO. Они рассказали об ИТ-стратегиях своих компаний и принципах работы с поставщиками. Интересный доклад сделала пара заказчик — поставщик в лице Игоря Ковалева (Ford Motor Company) и Сергея Разумовского (Digital Design). В повестку саммита вошли также вопросы внутрифирменного управления, взаимоотношений с поставщиками ИТ-услуг, государственной политики в области внедрения ИТ в бизнесе и т. д. Кроме того, состоялось обсуждение идеи создания общероссийского объединения CIO. Полемику вызвало рассмотрение темы о месте ИТ-стратегии в общей стратегии фирмы. Докладчики постоянно возвращались к ней: одни доказывали первостепенную важность ИТ-стратегии, которая определяет развитие всего бизнеса; другие же отводили ей менее значимую роль поддерживающей системы. Особое мнение высказал ИТ-директор компании “Мерлион” Виталий Свиридов: “Понятно, что если не будет нормальных ИТ-решений, не будет и нормального развития бизнеса. Но значимость информационных технологий прежде всего определяется тем, на каком этапе развития находится компания. На стадии активного роста бизнеса они выполняют стратегическую роль и могут стать ведущим фактором развития: издержки тут не так уж важны. На этапе, когда рынок уже захвачен и бизнес стабилизировался, ИТ выполняют роль поддержки и новшества внедряются по капельке”. Президент “Руссофта” Валентин Макаров выразил надежду, что Russian CIO Summit будет и в дальнейшем проводиться ежегодно, способствуя становлению сообщества российских CIO и служа надежным механизмом развития диалога между потребителями и поставщиками программного обеспечения.