20 сентября в гостинице Novotel прошла 1-я конференция по маркетингу коммерческой недвижимости, организованная ИД BUILDING при поддержке компаний «Гарс Телеком» и Paul's Yard. 1-Я сессия была посвящана офисной недвижимости. В конференции приняли участие 137 человек из 91 компании. Представители еще 17 компаний выступили на конференции с докладами. Выступления были посвящены актуальным стратегиям девелопмента и инвестиций на рынке офисной недвижимости. Все участники конференции получили сертификаты о принадлежности к сообществу профессионалов в области маркетинга недвижимости. Основной интерес участников вызвали проблемы регионального развития проектов, которым был посвящен доклад Елены Флоринской, генерального директора Leeds Property Group, а также инвестиционный опыт компании Jones Lang LaSalle, представленный Джеймсом Корриганом, заместителем директора отдела привлечения инвестиций этой компании. В связи с тем, что эти доклады касались не только рынка офисной недвижимости, но и остальных его сегментов, они будут изложены в дальнейших номерах журнала Building Business. Как минимум три доклада были посвящены характеристикам современных офисных зданий. Как заявил Андрей Петров, директор отдела офисной недвижимости компании Knight Frank, спрос со стороны арендаторов и покупателей офисных площадей становится все более требовательным, в связи с чем улучшаются и стандарты управления бизнес-центрами. Как заявила Алиса Зотимова, старший консультант компании Cushman&Wakefield Styles&Riabokobylko: «Арендаторы теперь ищут не только шикарные входные группы, отделанные дорогим мрамором, — гораздо более важны эффективные открытые планировки и доступ естественного света, а также низкий фактор потерь площадей». Отдельная дискуссия разгорелась вокруг решения транспортной проблемы. Несмотря на то, что происходит дифференциация деловых районов за счет выхода девелоперов за Садовое кольцо, расположение в центре остается для некоторых групп арендаторов необходимым условием. Наиболее распространенный способ решения этой проблемы — строительство подземных паркингов и подъездных путей. Еще одной возможностью является организация бизнес-парков — целостных деловых районов с собственной дорожной инфраструктурой. По мере уплотнения застройки девелопер все чаще сталкивается с сопротивлением жильцов, что Александр Карцев, генеральный директор «Сахаров Бизнес Плаза», назвал «протестным движением». Сегодня в Москве насчитывается около 500 инициативных групп, протестующих против строительства. Причем нередки случаи, когда инициатива исходит не от ущемленных жильцов соседних домов, а от застройщиков-конкурентов или представителей политических партий. Карцев разделил народные бунты на два этапа. Первый — это возмущение скучающих домохозяек и ворчащих старушек, с которыми легко договориться, обещая устроить детскую площадку или озеленить двор. Реальные проблемы начинаются на втором этапе, когда к ним присоединяются юридически подкованные представители общественных организаций и СМИ. «Статья расходов на урегулирование таких конфликтов возрастет в арифметической прогрессии, съедая прибыль от проекта», — заключил докладчик. Поднять рейтинг своего объекта сегодня можно, заручившись поддержкой профессиональных партнеров. Если раньше девелоперы стремились привлечь к совместной работе архитекторов, то сегодня они пускаются в другую крайность, ограничиваясь прагматичными консультантами. Проблеме баланса интересов этих двух партнеров была посвящена часть доклада Игоря Евтушевского, генерального директора компании Vedis Development. «Звездный час» консультантов еще впереди — сегодня они необходимы уже на первой стадии проекта, особенно в том случае, если девелопер впервые выходит на этот рынок.