По оценкам аналитиков, в 2005 г. рынок услуг связи в столичном регионе вырос на 20–25% и приблизился к 2 млрд долл. В то же время корпоративный сегмент уверенно вырос на 30% и, судя по всему, в текущем году сохранит тенденции роста. Рост корпоративного рынка предоставляет операторам IP-телефонии шанс выжить в условиях новых правил присоединения. А специфика работы на рынке корпоративных клиентов в ближайшие несколько лет будет ограничивать развитие WiMax-технологий, подтверждая тот факт, что консерватизм остается ключевым трендом развития российского рынка корпоративных телекоммуникаций.
Слияния и поглощения
Прошедший с момента прошлого рейтинга год для телекоммуникационной отрасли был спокойным. За планомерным ростом рынка слияний и поглощений в 2003 и 2004 гг. (18 сделок на сумму 1 057,20 млн. долл. и 22 сделки на сумму 1 762,50 млн долл.) последовал спад: по итогам 2005 г. рынок «схлопнулся» более чем вдвое. Объем сделок в минувшем году не превысил 735,20 млн. долл. и, по прогнозам аналитиков, в 2006 г. вряд ли превысит 900 млн долл. На рынке слияний и поглощений телекоммуникации занимают не более нескольких процентов, а из крупных сделок отрасли за прошедший период можно отметить лишь продажу 68% акций «РТКомм.РУ» компании «Комет» оценочно за 100,0 млн долл., покупку компанией First National Holding (Люксембург) и Emergent Telecom Ventures (Швейцария) 71% акций «Петерстар» за 215 млн долл. Стоит упомянуть также недавнюю продажу 74,57% акций «Глобус Телеком» «Ростелекому» за 30 млн долл. и продажу компании «Зебра Телеком» все тому же «Ростелекому» за 13,5 млн долл. Низкая активность в сфере слияний и поглощений отражает текущую ситуацию — почти все «интересные» активы уже проданы, в отрасли формируются новые гиганты. В ближайшие два года нам предстоит наблюдать медленное отмирание мелких участников рынка, консолидацию средних и их последующее поглощение крупными игроками. Или мегасделки, в основном - на приграничных рынках, а также ставший притчей во языцех аукцион по продаже «Связьинвеста». Впрочем, процесс консолидации и укрупнения ключевых игроков рынка фиксированной связи имел место и в прошлом году. И пока «Ростелеком» и «Голден Телеком» переваривали нововведения регулятора «про дальнюю связь», произошли два важных события. Во-первых, АФК «Система» удачно зафиксировала прибыль с консолидации активов и провела целых два IPO — собственное и своей «фиксированной» дочки «Комстар - Объединенные телесистемы», — а заодно начала процесс ребрендинга телеком-активов, что в двухлетней перспективе, очевидно, окажет положительное влияние на динамику капитализации. Во-вторых, компания «Комет» под брендом «Синтерра» приступила к формированию крупной телеком-структуры, к которой были присоединены выведенные из состава холдинга «Телекоминвест» компании «Телеком-Центр», «РТКомм.РУ» и «Комлайн».
Куда податься «карточному» оператору?
С момента вступления в силу с 1 января 2006 г. новых правил оказания услуг дальней связи бизнес-компаний, оказывавших услуги карточной IP-телефонии, вышел из законодательной плоскости. Операторы обязаны изъять из продажи телефонные карточки, позволявшие экономить на звонках Итог: на сегодняшний день на рынке представлен ряд компаний, конкурентоспособность и стратегичность которых падают прямо пропорционально росту заинтересованности в продаже собственных активов. До конца 2006 г. такие компании будут вынуждены или закрыться, или реструктурировать бизнес-модели. Владельцы многих компаний, доля IP-сервисов в бизнесе которых составляет от 20 до 80% (среди недавних лидеров IP-телефонии — «Зебра Телеком», «Манго Телеком», «Матрикс Телеком», «Центел», «Арктел» и др.), еще в середине 2005 г. предприняли попытки сменить стратегию. Похоже, это один из немногих шансов остаться в живых — спрос на IP-активы был низким в течение всего 2005 г., и ситуация вряд ли изменится в текущем году. А продажа в прошлом лидера рынка IP-телефонии — компании «Зебра Телеком» «Ростелекому» за 13,5 млн долл. при обороте в 25 млн долл. и оценочной капитализации (в 2004 г.) в 35–40 млн долл. — свидетельство начала коллапса. При этом количество компаний из числа мелких и средних операторов IP-телефонии, которые сегодня заинтересованы в продаже собственных активов за минимально возможные деньги, достигло 40–45 и продолжает расти. Еще с 2005 г. «карточные» компании объявляли об активизации работы в других секторах, благо общий рост рынка дает надежду на хотя бы временный успех. Компании корректируют информацию, публикуемую на корпоративных сайтах, — большинство недавних лидеров IP-телефонии «подчистили» информацию о себе, «увеличив» свою долю на рынке корпоративных клиентов и уменьшив долю в сегменте IP-телефонии. Стремясь соответствовать новым правилам, «Корпорация ОСС» приняла решение об объединении с рядом региональных операторов. «Арктел» в начале июля 2006 г. сообщил о планах привлечь на открытом рынке порядка 7,5 млн долл. путем выпуска облигационного займа. Компания объявила, что средства ей нужны на региональное развитие (реализацию плана выхода на дальнюю связь, лицензию на которую компания успела получить) и ввод в строй телефонного узла на 20 000 номеров в коде "495". Однако для выхода на федеральный уровень требуется не менее 50 млн долл., поэтому и «Корпорации ОСС», и тем более «Арктелу» будет очень сложно сделать это при текущих финансовых показателях (согласно отчетности, еще в 2004 г. бизнес компании «Арктел» был убыточным). Аналитик IKS-Consulting Татьяна Толмачева отмечает, что «в случае продажи бизнес «Арктел» мог бы стоить столько же, сколько «Зебра Телеком», — 13–15 млн долл. Но на рынке уже нет покупателей IP-операторов — время упущено». Другой путь для IP-операторов — выйти на стабильно растущие сегменты телеком-рынка, в частности сегмент корпоративных клиентов, а также поработать в связке телекоммуникации — недвижимость, как поступили «Манго Телеком», «Центральный Телеграф» и «Арктел». Однако пока что «Манго офису» (корпоративный продукт компании «Манго Телеком»), и «баzа офису» (корпоративный продукт Центрального телеграфа) достаются средние и мелкие клиенты. Оказалось, что «карточные» компании никто не ждет в секторе крупных корпоративных клиентов, который практически полностью занят компаниями «Комстар - Объединенные телесистемы», «Голден Телеком», «Гарс Телеком» и «Эквант». Причем первые три игрока делят между собой около 80% рынка телекоммуникаций для коммерческой недвижимости (офисные центры, гостиницы, склады, индустриальная недвижимость). Единственная компания, имеющая шансы на успех в корпоративном сегменте, — это, пожалуй, «Синтеррa». Но ее уже нельзя назвать ни «карточной», ни «некрупной». У компании есть шансы, поскольку ведущие игроки — «Комстар - Объединенные телесистемы», «Голден Телеком» и «Ростелеком», — стремясь превратиться в универсальных операторов федерального масштаба, строят сети дальней связи («Голден Телеком» и «Комстар - Объединенные телесистемы») или пытаются закрепиться в новых для себя сегментах («Ростелеком»). Из средних операторов корпоративного сектора можно отметить «Эквант», который, будучи дочкой находящегося в процессе поглощения французского телекоммуникационного конгломерата, не проводит экспансивную политику, а также «Гарс Телеком». Последняя компания — одна из немногих, кого не коснулись нововведения, что позволило ей укрепиться в корпоративном секторе и к сегодняшнему дню повысить капитализацию до без малого 20 млн долл.
«Беспроводный рай» наступит не скоро
Один из краеугольных камней развития рынка телекоммуникаций — переход на беспроводные решения, который должен ознаменовать новый подход к организации труда. Однако корпоративный бизнес диктует свои правила. Он часто распределен между десятками офисов, а скорость и надежность передачи информации определяют эффективность бизнеса. В ряде секторов экономики телекоммуникации не просто лежат в основе корпоративных сетей, но и являются элементом бизнес-процессов. Это значит, что в корпоративном секторе телеком-решения оказывают исчисляемое в деньгах влияние на бизнес и могут быть как его катализатором, так и фактором, снижающим его эффективность. Данный факт обусловливает принцип: качество важнее цены. Именно качество оказывается основное влияние на развитие сектора и делает его наиболее консервативным. Корпоративным клиентам нужны гарантии, их вполне устраивают проводные технологии, тем более что строящиеся сейчас сети нового поколения (NGN) позволят на порядок повысить скорость передачи данных. А вот широкополосные беспроводные технологии WiMax в корпоративном секторе приживутся еще не скоро. Во-первых, сегодня WiMax существует только на бумаге — нет ни одной работающей сети, не выпущено оборудование для работы в стандарте WiMAX. Ряд производителей предлагает оборудование pre-WiMAX, которое, якобы, можно будет превратить в полноценный WiMAX после утверждения стандарта. Несмотря на это, десятки участников рынка («МедиаСети», «Синтерра», Metromax, «Голден Телеком», «Энфорта» и другие) заявляют о планах развертывания WiMAX-сетей. Однако если в розничном сегменте ценятся такие достоинства беспроводного доступа, как простота использования и относительная дешевизна, то в корпоративном сегменте главное — безопасность и бесперебойность передачи данных, приоритет качества над ценой. Это тормозит модернизацию инфраструктуры и переход в «беспроводный рай». Подавляющее большинство беспроводных широкополосных сетей не замещают проводные, но являются их удобным (или неудобным) дополнением (как, например, видеоконференцсвязь). Обещанная «ширина» канала, которая должна вобрать в себя весь комплекс телекоммуникационных услуг — и Интернет, и IPTV (цифровое интерактивное телевидение), и VoD (видео по запросу), и IP-телефонию, пока что не достигнута. Наконец, беспроводные системы пока что не в состоянии на 100% гарантировать безопасность передачи информации, которая для корпоративного сектора всегда будет важнее мобильности. Это значит, что корпоративный сектор ждет новых версий Wi-Fi и WiMax, которые смогут удовлетворять требования служб безопасности, причем за разумные деньги. Экономическая составляющая перехода на беспроводные широкополосные решения пока еще находится ниже планки инвестиционной привлекательности. Внедрение беспроводных систем значительно увеличивает бюджет компании на IT и телеком, поскольку требует смены парка компьютеров. А ноутбуки в два раза дороже своих стационарных собратьев. В то же время крупному корпоративному клиенту неинтересно разворачивать беспроводную систему для стационарных компьютеров — это ломает идеологию беспроводности и не обеспечивает необходимую мобильность в рамках беспроводной корпоративной сети. На данном этапе стоимость абонентского терминала pre-WiMAX (1,5–2 тыс. долл.) не позволяет считать технологию доступной. Когда ноутбуки составят основу компьютерного парка компаний (лет через 8–10), широкополосный доступ придет и в корпоративный сектор. Наконец, и это самое важное, понятие «мобильность» не сочетается с нынешними принципами организации труда: за каждым сотрудником закреплено рабочее место, а ноутбук в офисе сложно назвать полностью мобильным гаджетом — он привязан к розетке. Иными словами, в корпоративном секторе мобильность — показатель условный. Свобода мобильности не нужна большинству капиталистических предприятий. Есть отдельные категории служащих, которым мобильность необходима, но ради них менять корпоративные стандарты пока не торопятся. Последние два факта говорят о том, что новая парадигма беспроводного доступа находится в конфликте с современными подходами к организации труда. Очевидно, что беспроводные решения созвучны представлениям футуристов о роли и месте человека в корпоративных системах будущего. Но пока мы не доросли до того, чтобы стать «нацией свободных агентов», о которой написал Дэниел Пинк в одноименной книге. А значит, корпоративный сектор в ближайшее время останется волоконно-оптическим и проводным.
Корпоративный сектор — что завтра?
В России — бум строительства коммерческой недвижимости. В столице полным ходом идет возведение ММДЦ «Москва-СИТИ». Это значит, что потребление телекоммуникаций организациями растет на уровне всей отрасли связи. Поэтому в корпоративной связи пока еще есть что делить и есть ради чего расти, а спрос на квалифицированный персонал в отрасли — один из наиболее постоянных и острых. На первый план выходят услуги телеком-консалтинга, телеком-аутсорсинга, управления бюджетами на телекоммуникации и другие интеллектуальные сервисы, качество провайдинга которых все чаще зависит от опыта команды специалистов, а не от бренда, под которым эта команда работает. Пока еще путем присоединения к средней компании разоряющихся некрупных телеком-активов можно создать серьезного игрока телеком-рынка. Однако по мере роста гигантов сделать это будет все сложнее. Примечательно еще и то, что крупные игроки постепенно превращаются в неповоротливых универсальных операторов — этаких монстров со значительной капитализацией и с не меньшими темпами внедрения новых технологических решений. Такие лидеры сегмента фиксированной связи для корпоративных клиентов, как «Комстар - Объединенные телесистемы» и «Голден Телеком» могут превратиться просто в больших телеком-операторов, которые, по сути, мало чем будут отличаться друг от друга. И тогда начнется конкуренция на эмоциональном уровне, как это имело место в секторе мобильной связи.