Арендаторы важнее, - к такому выводу пришли представители управляющих компании, обсуждая те изменения, которые произошли на рынке петербургской коммерческой недвижимости в 2009-20010 годах и стали следствием кризиса. Некоторые из них готовы предложить арендаторам бесплатный интернет вкупе с другими услугами для того, чтобы в бизнес-центре не пустовали помещения. По данным управляющих структур, при самом грамотном планировании телекоммуникационные операторы, работающие в здании, приносят им не более 5% выручки. Когда в БЦ присутствует несколько операторов связи, вынужденных вести ценовую конкуренцию, то эта цифра снижается до 2-4%. В то же время, по данным УК, доходность на рынке коммерческой недвижимости в прошлом году в Петербурге снизилась на 25-30%. Поэтому управляющие компании и владельцы БЦ куда более озабочены поддержанием своей основной статьи доходов от сдачи площадей в аренду, чем выручкой телекоммуникационных компаний. В ходе панельной дискуссии между представителями рынка офисной и торговой недвижимости и операторами корпоративной связи, организованной издательским домом «Коммерсант», выяснилось, что операторы не возражают против того, чтобы ценовая политика внутри БЦ регламентировалась (чтобы избежать демпинга со стороны конкурентов), а управляющие компании не видят в этом смысле - чем дешевле связь в бизнес-центре, тем привлекательнее он для арендаторов. Если до кризиса УК бизнес-центров класса «А» и «В» старались не допустить роста числа операторов на объектах, то в прошлом году они стали гораздо лояльнее,. Особенно по отношению к новым клиентам, собирающимся арендовать несколько офисов, но желающих сохранить за собой свои телефонные номера и своего оператора. На такие мелочи, как на поддержание отчислений от доходов телекомщиков, фактически, перестали заботить УК. Операторские компании в свою очередь отметили, что давление со стороны УК резко возросло: они настаивали на скидках, на снижении стоимости интернет-доступа. Не только принадлежащие УК операторы (например, «Сантатор Телеком») или операторы, обслуживающие всю сетевую инфраструктуру здания («Питер Телеком»), но и остальные компании смогли почувствовать это на себе. Впрочем, операторы связи, в отличие от представителей рынка недвижимости, отказались признавать падение доходов. По словам гендиректора компании «Северен Телеком» Сергея Лагира, несмотря на усиление конкуренции со стороны операторов ШПД (сети, работающие на массовом рынке), которые начали выходить в БЦ, и появление Yota, за счет дополнительных услуг, в том числе виртуальных, удавалось удерживать мигрирующих клиентов и поддерживать выручку. Он также отметил, что абоненты-арендаторы, да и сами УК, должны понимать, откуда берется разница в цене на интернет-доступ, предоставляемый альтернативными операторами и теми же игроками ШПД, которые арендующих у них каналы. Представители «Гарс Телеком» сообщили о 20% росте выручки и предложили более четко сегментировать телекоммуникационные услуги, чтобы клиенту было понятно, за что он платит. Соперничество с Yota они назвали несколько преувеличенным в связи с тем, что большинство бизнес-клиентов, привыкших к сервисному обслуживанию, гарантированной скорости и т.д., попробовав работать с WiMAX-оператором, ориентированным на массовый рынок, через один-два месяца возвращались обратно. Гендиректор компании «Обит» Андрей Гук пояснил, что выручка петербургского офиса выросла на 20% за счет того, что от низкодоходных абонентов оператор отказался, «отпустив» их к ШПД-провайдерам, и сосредоточился на бизнес-клиентах, все-таки готовых платить за качественные услуги своего сегмента. За такими клиентами оператор следовал туда, куда они переезжали, договариваясь либо с УК, либо с одним из представленных там операторов (о совместном обслуживании своего клиента). «Выходя на новый объект, мы старались предложить какие-то сегментированные услуги местным арендаторам», - рассказал Андрей Гук.