Вам, наверное, уже не раз приходилось слышать о виртуальных операторах мобильной связи (Mobile Virtual Network Operator (MVNO)), давайте попробуем разобраться, что они из себя представляют? Такие компании не имеют собственного частотного ресурса и собственной технической базы. Они выкупают трафик по оптовым ценам у имеющихся операторов и подключают пользователей по своим тарифам. Таким образом получается, что MVNO выступают посредниками по продаже услуг сотовой связи. Все виртуальные операторы, работающие в Москве, базируются на сети только одного, самого молодого, оператора МегаФон-Москва (ЗАО "Соник-Дуо"), этими компаниями являются Гарс Телеком, MatrixTelecom (MatrixMobile), Центральный Телеграф (МегаТел), МногоФон (Клуб Mnogo.ru) и многие другие… В лице MVNO, МегаФон-Москва получает хорошие прибыли - ведь компании покупают трафик оптом и сразу. Также нельзя не отметить тот факт, что пользователей MVNO оператор консолидирует в свою абонентскую базу, не вкладывая при этом ни копейки в рекламу и разнообразные акции для их привлечения, этим занимается сам виртуальный оператор. Сам MVNO получает прибыль за счет маржи между платой основному оператору за трафик и денежными взносами абонентов за связь. Но самое главное в том, что он не утруждает себя никакими лицензионными обязательствами, не покупает оборудование, не тратит деньги на разрешительные документы и расчистку частотного диапазона, поэтому такому оператору можно в большей степени сосредоточиться на маркетинге и продажах. Однако с течением времени стоимость минуты будет падать и MVNO придется несколько переориентировать направление предоставляемых услуг, пока же это неплохой бизнес. Понятие MVNO пришло в Россию из Европы. Согласно международной классификации статус виртуального оператора получают компании, не имеющие лицензии на предоставление услуг связи и использующие инфраструктуру действующих операторов. Как правило, MVNO выступают в качестве нишевых игроков, ориентированных на узкую целевую аудиторию. Все так и было до недавнего пресс-релиза компании МегаФон, который первый из крупнейших операторов РФ, входящий в так называемую "Большую тройку", объявил о выходе на рынок Камчатки и Магадана в качестве MVNO. Интересен тут тот факт, что МегаФон сам владеет лицензией на эти регионы, но выходить на эти рынки МегаФон будет уже в качестве MVNO на технической базе компании "Дальсвязь". Приведу отрывок из официального пресс-релиза компании: MVNO МегаФон - проект принципиально иного рода. МегаФон владеет лицензией на предоставление услуг мобильной связи на территории Камчатской и Магаданской областей, сильным брендом, собственной номерной емкостью и сетевым кодом, налаженной разветвленной сбытовой сетью. В течение года работы в ДВФО компания построила и запустила в коммерческую эксплуатацию сети в Хабаровском и Приморском краях, в Еврейской АО, Амурской и Сахалинской областях. Создание виртуального оператора на базе мобильных сетей Дальсвязи на Камчатке и в Магадане минимизирует капитальные затраты и дает МегаФону преимущество во времени развертывания сетей в регионах со сложными природными условиями и географически удаленных от центра России. Тарификацию услуг, оказанных абонентам сети "МегаФон" в этих регионах, будет осуществлять биллинговая система МегаФона. Обслуживаться абоненты МегаФона будут в салонах дилеров - 10 в Петропавловске-Камчатском и 10 в Магадане. Камчатские и магаданские абоненты МегаФона получают те же преимущества обслуживания в сети федерального оператора, что и жители других регионов - качество обслуживания в соответствии с высокими корпоративными стандартами МегаФона, внутрисетевой, российский и международный роуминг, а также пакет дополнительных услуг. Отсюда можно сделать вывод, что от этого соглашения будут в выигрыше обе компании, т.к. МегаФон увеличит рынки присутствия, при этом не затрачивая средств на строительство сети, а Дальсвязь получит еще один хороший источник прибыли. Действительно, это проект, который впервые осуществляется в России, и будет очень интересно понаблюдать, какие плоды он принесет. В Европе MVNO создают серьезную конкуренцию сетям мобильной связи, по прогнозам компании aVentures, к 2006 году 10% абонентов мобильной связи в мире будут работать с MVNO. Это позволяет сделать вывод, что рынок виртуальных операторов находится только в стадии становления, особенно в нашей стране. Вообще, Россия находится в достаточно выгодном положении, так как мы внедряем уже достаточно "обкатанные" технологии. Однако это не мешает нам идти в ногу со временем, и все новые технологии, которые появляются на мировом рынке, достаточно быстро находят применение и у нас. Однако тут стоит напомнить об очень важном, скорее решающем факторе - инвестициях. Наши компании и пользователи до сих пор не столь богаты, нежели западные или восточные соседи, и даже сегодня подавляющее количество пользователей просто не готово принять тот поток новых технологий, который приносит мировая индустрия. Также немаловажным сдерживающим фактором являются и законодательные и регулирующие органы, правда в последнее время здесь наметились некоторые позитивные изменения. Не так давно был принят закон, в котором четко были установлены права и обязанности MVNO, ранее компании работали без какой-либо законодательной базы. И одной из первых компаний, официально получивших лицензию MVNO, стала компания "Евросеть", которая является одним из лидеров в России по продаже мобильных телефонов, и владеющая огромным количеством салонов связи. Эта компания всегда была дерзка на свои маркетинговые акции, поэтому будет очень интересно видеть данную компанию в качестве виртуального оператора. А что конкретно есть? Давайте рассмотрим некоторые примеры тарифов MVNO операторов в Москве. Компания МатриксТелеком - одна из первых начала предоставление такого типа услуг. Ее предложения пользуются устойчивым спросом - они всегда находят своего покупателя. В тарифе "Беспредельный" самая низкая абонентская плата за безлимитный тариф с прямым номером в стандарте GSM в Москве - всего $111 со всеми налогами. У самого же МегаФона все несколько иначе: тариф "Безлимитный", абонентская плата $135,70. Однако на тариф можно только перейти по прошествию 4-х месяцев лояльного (!!!) пользования сетью. Получается, что только через это время мы сможем получить настоящий безлимитный тариф, а до этого времени придется довольствоваться например "Приемом Деловым Сити". И не надо забывать, что подключение городского номера в МегаФоне стоит $56,64. Получается, что если вы, в долгосрочной перспективе, планируете пользоваться безлимитным тарифом, и он нужен вам прямо сейчас, то предложение от "Матрикса" можно считать очень даже выгодным. Тариф "СИМка" подразумевает подключение с прямым номером. В этом случае абонентская плата будет составлять 11,80$ с НДС в месяц, и единовременная стоимость подключения прямого номера составит 200,60$ c НДС. Этот тариф очень похож по своему профилю на смесь тарифов "Один к одному!" и "Первого федерального". Однако в МегаФоне эти тарифы нельзя подключить с прямым номером и иметь при этом столь низкую абонентскую плату. Но и с федеральным номером он очень даже выгоден. В ТП "Один к одному!" абонентская плата $1,18, в "Симка 1" ее нет, любая минута $0,17, а вот в "Симке" есть даже скидка на звонки внутри сети, минута стоит всего $0,08, а все остальные по $0,14. Также здесь все входящие с мобильных бесплатны, но в МегаФоне они бесплатны только на "Первом федеральном", однако там нет входящих, которые оплачиваются только за соединение. Здесь же есть весь набор этих интересных решений. Получается, что этот тариф является очень выгодным предложением, даже более выгодным, чем большинство предложений конкурентов. Также устойчивым спросом пользуются тарифы компании Мегател, но эта компания предлагает только безлимитные тарифные планы, которых на сегодня два: Мегател 100 и Мегател 200. А вот тарифы "Мегател" уже конкурируют не столько с тарифами МегаФона, сколько с тарифами "Матрикса". Поэтому тут уже выбор за пользователем. Эти тарифы тоже более выгодны, чем предложения самого МегаФона, однако только в том случае, если пользователь планирует пользоваться ими достаточно продолжительное время - потому как стоимость подключения и минимальный платеж просто не сравнимы с таковыми у головной компании. Как видно, тарифы есть на любой вкус и кошелек, главное внимательно подойти к выбору. А ведь это только часть тарифов виртуальных операторов, если приводить все тарифы, то это займет еще не одну страницу, поэтому можно сделать вывод, что рынок MVNO развивается, а это всегда на руку любому пользователю…