В пятницу научно-технический совет при Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ определил условия лицензирования операторов виртуальной сотовой связи (арендуют инфраструктуру для оказания услуг связи под собственной торговой маркой). Эту услугу готовы развивать многие компании, включая "Евросеть" и X5 Retail Group. В пятницу научно-технический совет при Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи) одобрил проект приказа "Об особенностях лицензирования деятельности по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи", который на следующей неделе должен подписать глава министерства Игорь Щеголев. В приказе прописаны требования к компаниям, желающим получить лицензию виртуального сотового оператора — MVNO. Таким компаниям необходимо будет предоставить в лицензирующий орган схему построения сети, согласованную с операторами, на чьих сетях намерен работать соискатель. Кроме того, как рассказали представители компаний, участвующих в обсуждении приказа, MVNO необходимо будет организовать собственную систему коммутации, биллинг и т. д. Акционер европейского MVNO "Effortel-Европа" Михаил Сусов (входит в научно-технический совет при Минкомсвязи) считает, что для входа на рынок MVNO потребуются "серьезные капзатраты": мультисервисная платформа примерно на 1 млн абонентов обойдется в ?6-8 млн, а расходы на коммутацию — в $20-70 в пересчете на одного клиента. MVNO — операторы, которые продают услуги мобильной связи под своей торговой маркой, не обладая при этом собственной сетью и используя сеть так называемого хост-оператора. Как правило, они ориентированы на работу с узкими сегментами рынка, например отдельной национальной диаспорой, представителями нетрадиционной сексуальной ориентации, клиентами другого своего бизнеса и т. д. Первые подобные операторы появились в Западной Европе и США в 1999-2000 годах. По прогнозу аналитиков, к 2009 году MVNO в мире будут обслуживать более 320 млн абонентов. В европейских странах доля MVNO составляет около 20% сотового рынка. В России интерес к созданию MVNO проявляли крупные торговые сети, промышленные предприятия, банки, страховые компании, контент-провайдеры, а также региональные операторы, которые по такой схеме могли начать предоставлять услуги в новых для себя регионах. С 2005 года модель MVNO тестировали компании "Народный мобильный телефон" и "Евросеть". Последняя в начале 2007 года объявила о запуске виртуального оператора на базе сети сотового оператора СМАРТС. Но этот проект с тех пор почти не развивался, говорит пресс-секретарь "Евросети" Наталья Аристова, потому что ритейлеру "не на что было опереться (из-за отсутствия законодательной базы.— "Ъ") ни в отношениях с оператором-арендодателем, ни в отношениях с виртуальными абонентами". Сейчас число этих абонентов — "всего несколько тысяч", добавила она. Вчера президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский подтвердил, что создание MVNO интересно многим региональным операторам сотовой связи. Интерес к созданию MVNO подтвердила и директор по связям с инвесторами X5 Retail Group N.V. (продуктовые сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и др.) Анна Карева. Заинтересована в развитии услуг MVNO и "Евросеть". По мнению ее вице-президента по информационным технологиям Германа Романова, схема, которая прописана в проекте приказа, наиболее перспективна: "Чем больше звеньев цепочки ты контролируешь, тем более эффективен с точки зрения услуг и доходов". По оценке господина Сусова, первые лицензированные виртуальные операторы могут заработать в России до конца 2009 года. Впрочем, успех и количество MVNO будет зависеть от реакции "большой тройки", отмечает он. Ранее представители МТС, "Вымпелкома" и "МегаФона" заявляли, что у них нет свободных емкостей, которые они могли бы отдавать в аренду MVNO. Вчера в компаниях не стали комментировать проект приказа, но повторили, что свободными мощностями по-прежнему не обладают. По мнению аналитика iKS-Consulting Максима Савватина, операторы будут заинтересованы в привлечении MVNO, когда построят основную часть 3G-сетей. "Они смогут быстрее окупить затраты на строительство этих сетей, поскольку виртуальный партнер будет приносить им стабильный доход, арендуя большие объемы трафика",— пояснил эксперт.