Рынок коммерческой недвижимости замер - сами знаете почему, замерли и так называемые эксклюзивные операторы бизнес-центров. В прежние сытые времена они застолбили офисные здания и, словно три поросенка, никаких конкурентов туда не пускали. Теперь монополия их под вопросом: владельцы объектов коммерческой недвижимости уже не рискуют, как раньше, навязывать арендаторам услуги конкретной компании и распахивают двери перед альтернативными провайдерами. Изменения на рынке офисной недвижимости не могли не сказаться на операторах связи, работающих с бизнес-центрами. Во-первых, им пришлось как-то приспособить тарифную политику под кризисные реалии – как, впрочем, и остальным участникам рынка. Но если провайдеры массового сектора все чаще сознаются в повышении цен, то операторам корпоративного сегмента, чтобы сохранить клиентскую базу, приходится, наоборот, тарифы понижать. По оценке оператора «Гарс Телеком», московские и питерские операторы в начале 2009 года снизили тарифы для корпоративных заказчиков в среднем на 20%, лишь бы избежать оттока абонентов. Еще сильнее, чем упражнения с тарифами, на бизнес «офисных» операторов повлиял отказ бизнес-центров от использования эксклюзивных провайдеров. Генеральный директор небольшого петербургского оператора «ИнтраСтар» Евгений Плотников уверяет, что эта тенденция станет драйвером роста его компании: «В свете сложившейся обстановки, бизнес-центры массово отказываются от операторских «эксклюзивов», стараясь хоть как-то удержать арендаторов на своих площадях. Это дает нам шанс попасть в те бизнес-центры, которые раньше были «закрытыми», - рассуждает он. Для крупной рыбы вроде «Голден Телекома» (теперь - «Билайн-Бизнес») это печальная новость - в том смысле, что раньше во многих офисных центрах таким эксклюзивным оператором бывал именно «Голден Телеком". Бизнес-центры приносят ощутимый доход провайдеру: эксклюзивные операторы выставляют арендаторам тарифы на 15-20% выше рыночных. Теперь, когда в кризисную годину рынок недвижимости трансформировался, об эксклюзивных наценках приходится забыть. Поскольку теперь владелец помещения бегает за арендатором, а не наоборот, он готов на такие уступки, о которых сторонние, не эксклюзивные операторы и мечтать не смели. Например, собственники недвижимости и управляющие компании готовы пускать нового оператора в бизнес-центр вместе с арендатором. А большинство прошлогодних тендеров на оказание услуг связи в бизнес-центрах подразумевали наличие как минимум двух операторов в офисном здании. Выходит, если раньше «феодалы», посадив в такие недоступные офисы эксклюзивных «трех поросят», захлопывали двери для остальных, то теперь они рады всем. Эксперты из компании Colliers International прогнозируют, что уже к концу первого полугодия 2009 года свободными будут до 20% офисных центров классов «А» и «В» – компании переезжают в помещения попроще. Но даже в том случае, когда клиент решился на переезд, оператор находит способ не расставаться с ним навсегда. Традиционно переезд сопряжен с потерей номерного пула или с переходом к другому провайдеру. Прежде компания, не желая менять номера, просила риэлторов найти офис, в котором услуги связи предоставляет ее привычный оператор. А теперь оператор связи сам готов искать удобное помещение для клиента. «Комстар-ОТС», «Гарс Телеком» и «ВестКолл» объявили клиентам о готовности помочь с арендой: провайдеры располагают информацией о свободных площадях, тесно общаются с управляющими компаниями, так что помощь клиенту с переездом в более подходящий офис с сохранением телефонных номеров стала новой «кризисной» услугой.