Кризис практически не затронул корпоративный рынок телекоммуникаций в России. За последние два года крупные игроки телекома прочно закрепили свои лидерские позиции, а преимуществом стало не получение «эксклюзива» на здание, но более привлекательный сервис по сравнению с конкурентами внутри него. Кризисная миграция арендаторов, ставшая проблемой для многих девелоперов, помогла телекомкомпаниям найти себе занятие, пока не началось новое строительство.
Спасительная миграция
В то время как рынок недвижимости переживал катастрофу, общее падение выручки телекомоператоров в кризис составило не более 10%. Такие колебания происходили и в докризисные годы (например, разница между максимально доходными ноябрем и декабрем и низкодоходными январем и маем). Евгений Сандомирский, коммерческий директор компании «Мастертел», наблюдает лишь незначительную рецессию: «Если в докризисный период темпы прироста объемов услуг связи были в среднем 22 % в год, то в 2009 году прирост составил 19%, что совсем неплохо в кризисный период». «Мировой финансовый кризис практически не затронул операторов связи - уже к июлю 2010 года многие компании превысили показатели докризисного августа и сентября 2008 года», - утверждает управляющий директор компании «МультиЛайн» Кирилл Проскурин. По словам участников рынка, количество телефонизируемой недвижимости не изменилось, изменился только объем потребляемых услуг. «Раньше были проекты в основном крупномасштабные. Теперь масштабность самих проектов уменьшилась, но тем не менее их достаточно много», - говорит Виктория Качанова, директор по работе с коммерческой недвижимостью компании «ВымпелКом». Однако сохранение доходов телеком- операторов стало возможно не за счет «окучивания» новых объектов, а за счет миграции арендаторов. Для сокращения издержек многие компании предпочли сменить офисы - некоторые на более доступные, а другие, наоборот, на бизнес-центры более высокого класса, стоимость аренды в которых была серьезно снижена. Первая волна миграции произошла осенью 2008 года. «Многие арендаторы покидали офисы из-за того, что собственники коммерческой недвижимости, привыкшие к шикарной жизни в 1500-2000 долларов с метра в год, не знали, насколько снижать арендную ставку», - считают в компании «Гарс Телеком». Вторая волна миграции, которую никто не предвидел, началась в марте 2009 года и закончилась в начале 2010 года. Третья волна миграции идет сейчас. Она происходит из-за того, что компании начинают планировать свое развитие, расширение и переезжать в офисы более высокого класса. Первоначально телекомоператоры, привыкшие к «эксклюзивам» (один оператор на все здание) на объектах, запаниковали, узнав, что их клиенты перебираются в другие офисы. Ведь до кризиса смена офиса была равносильна смене оператора связи. «Мы предложили своим клиентам помощь в организации переноса услуг связи при переезде - подбор соответствующих помещений из числа современных офисных зданий, обслуживаемых «Комстар-ОТС» и нашей дочерней компанией МГТС. То есть фактически взяли на себя дополнительную функцию риелтора», - вспоминает Роман Акатов, коммерческий директор по работе на корпоративном рынке «Комстар-ОТС». В данном случае основной целью компании было сохранение объемов предоставляемых услуг.
Эксклюзив не предлагать
Однако паника операторов оказалась напрасной. Чтобы заинтересовать арендаторов, владельцам зданий пришлось отказаться от «эксклюзива». Раньше 95% владельцев недвижимости принимали решение о партнерстве с тем или иным оператором, ориентируясь в основном на собственные интересы. Теперь они в первую очередь учитывают потребности арендаторов. Согласно исследованиям «Акадо», при выборе офисного центра около 34% арендаторов обращают внимание на тот перечень телекоммуникационных операторов, которые работают на объекте (в офисных центрах класса А - 44 %). Для 45 % арендаторов важно, чтобы на территории офисного центра предоставляли услуги не менее двух телекоммуникационных операторов. При этом 19% компаний отмечают, что ограничение выбора не соответствует требованиям их бизнеса. «Арендодатели предлагают своим клиентам альтернативных операторов и не препятствуют, если кто-то из арендаторов хочет сохранить услуги от оператора, который ранее не был представлен на объекте», - комментирует ситуацию Виктория Качанова, директор по работе с коммерческой недвижимостью компании «ВымпелКом». Для операторов связи такое поведение собственников открыло доступ в здания, куда раньше нельзя было попасть ни при каких обстоятельствах. В том числе и в те объекты, где работают «карманные» операторы, принадлежащие владельцам зданий. Принципиально поменялась конкуренция. Если раньше поставщики связи боролись за выход в здание (победой в этом случае считался заключенный с собственником эксклюзивный договор), то сегодня они конкурируют уже внутри помещений. «Агрессия со стороны других игроков рынка в нашу сторону достаточно сильна. Мы занимаем 70% рынка коммерческой недвижимости Москвы, поэтому остальные операторы сегодня приходят в те здания, где мы уже предоставляем услуги связи», - делится Виктория Качанова. Несмотря на кажущуюся демократичность новых правил, в выигрыше все равно оказываются крупные и средние операторы связи, считает директор по развитию бизнеса ЗАО «Коминфо Консалтинг» Евгений Соломатин. Потому что они имеют разветвленную сеть точек доступа и возможность без проблем подключить своего клиента на новом месте и перехватить переезжающих клиентов мелкого оператора, если у него нет ресурсов для выхода в новое здание.
Скромность бизнесу не помеха
Телекомоператоры стали более «всеядными» и поумерили свои амбиции. Теперь им не важно, сколько на объекте конкурентов, на какой стадии находится проект и в каком сегменте он представлен. «Если раньше в нашей стратегии в приоритете стояло сотрудничество с владельцами недвижимости на эксклюзивных правах, то теперь мы видим нашу задачу в том, чтобы предоставлять прежде всего базу для продаж. Такая схема показывает свою эффективность, так как наши клиенты, переезжающие из одного здания в другое, имеют возможность сохранять телефонные номера», - говорит директор по работе с коммерческой недвижимостью компании «ВымпелКом». Теперь крупные операторы готовы идти и в не очень качественные здания, и за Третье транспортное кольцо, ведь доходность с точки зрения телекоммуникаций не всегда напрямую связана с классностью здания. «В зданиях премиум-класса, как правило, арендаторами являются более масштабные клиенты, но при этом они получают большие скидки, в то время как в бизнес-центре класса С клиенты пользуются меньшим объемом услуг и, соответственно, не претендуют на какие-то специальные условия», - рассуждает Виктория Качанова. Раньше лидеры рынка на более низкие сегменты недвижимости не обращали внимания. Впрочем, и сами арендаторы стали намного скромнее. До кризиса многие операторы развивали премиум-сегмент в корпоративном секторе, предоставляя более качественные услуги и клиентский сервис за более высокую цену. Однако с наступлением стагнации эти услуги перестали быть востребованными. По статистике «Гарс Телеком», 5% компаний, чей ежемесячный счет составлял $5000 и более, закрылись, 78% компаний сократили штат на 13-25%, 92% клиентов пересмотрели тарифы на базовые сервисы и 66% отказались от ряда услуг и сократили общее потребле¬ние сервисов. Кроме того, ARPU в среднем по рынку упал на 28 %. Многие операторы связи почувствовали на себе влияние кризиса, выразившееся в оттоке части абонентов от них к Wi-Max операторам, например к «Скартел» (YOTA). Однако, по словам Кирилла Проскурина, уже через полгода-год эти клиенты начали возвращаться. Возвращение произошло потому что, с одной стороны, качество проводной связи пока еще лучше, чем по радиоканалу (устойчивость и скорость соединения), а с другой стороны, фиксированные операторы, ощутив влияние на рынок нового мобильного конкурента, начали снижать тарифы, подгоняя их к YOTA, не ухудшая прежних характеристик. По словам специалистов, арендаторы теперь консультируются с ними, каков наиболее эффективный способ эконо¬мии, - сегодня никто этого не стесняется. Один из самых распространенных способов экономии - отказ от традиционных телефонных услуг в пользу IР-телефонии. Поданным «МультиЛайн», международный телефонный трафик устойчиво снижается на 3-4% в месяц, междугородный трафик остается более или менее стабильным и на 1-2% в месяц снижается местный телефонный трафик. При этом на 5-6% в месяц увеличивается интернет-трафик. В основном это происходит из-за повсеместного введения безлимитных тарифов на доступ в Интернет, увеличения скорости передачи данных, использования новых сетевых сервисов. «Главная причина увеличения трафика, безусловно, в использовании все большими кругами населения технологий VoIP (передача голоса по каналам передачи данных с использованием интернет-протоколов)», - комментирует Кирилл Проскурин. Все, что нужно для этого, - безлимитный доступ в Интернет и скорость не ниже 256 кбит/с. Клиенты, экономя на услугах связи, помогли сэкономить и операторам. Для поставщиков связи это означало отсутствие необходимости в расширении, поскольку снижение объема заказов позволяло без труда справляться с трафиком в уже существующей сети. По наблюдениям экспертов, в 2010 году операторы связи значительно (примерно на 50-80%) сократили расходы на модернизацию и расширение существующей инфраструктуры, стараясь при этом получить максимум дохода от уже построенных сетей.
Выгодные объединения
Один из главных трендов на рынке телекома сегодня - объединение мобильных операторов и фиксированных операторов, имеющих собственную инфраструктуру: сети фиксированных операторов нужно загружать трафиком, а без собственных кабельных сетей мобильным операторам не достичь конкурентных преимуществ ни в области тарифной политики, ни в качестве связи. «Сегодня наиболее успешными могут быть только те операторы, которые имеют собственные цифровые волоконно-оптические сети связи и лояльную клиентскую базу», - считает управляющий директор ЗАО «МультиЛайн». Рынок услуг связи по мере роста конкуренции неизбежно движется от монополии традиционных операторов к олигополии крупных холдингов и групп. «Процесс консолидации обусловлен введением более жестких регулятивных мер, общим снижением рентабельности традиционных услуг связи и повышением инновационности бизнеса, что, в свою очередь, требует дополнительных инвестиций», - говорит коммерческий директор компании «Мастертел». По мнению Виктории Качановой, основной силой операторов сегодня является уни¬версальность. То есть возможность для клиентов из «одних рук» приобрести услуги как фиксированной, так и мобильной связи, а также получить единое сервисное обслуживание. Именно универсальность помогает операторам остаться на объекте, даже если собственник решает изменить концепцию. «Есть несколько примеров, когда вместо строительства офисного здания было принято решение построить гостиницу или жилой дом. И в таких случаях мы смогли оперативно предоставить полный набор интегрированных телекоммуникационных услуг», - говорит коммерческий директор по работе на корпоративном рынке «Комстар-ОТС». По тем же причинам интегрированным операторам удобно работать в многофункциональных комплексах.
Кто выигрывает, а кто и проигрывает
Кто из операторов сегодня точно проигрывает, так это «карманные» телекоммуникационные компании собственника здания. Причем проигрывают не только они, но и здания, в которых оказываются эти «карманные» услуги. Данные аналитиков показывают, что девелоперу выгодно создавать своего оператора в случае, если у него 400 тыс. и более площадей. При меньших объемах срок окупаемости переваливает за 10 лет. Но и с полумиллионным портфелем площадей срок окупаемости вложений в строительство инфраструктуры и системы работы с клиентами потребует не менее 40 месяцев окупаемости. «Речь идет о бизнес-центрах премиальных классов. В случае с объектами низших классов - а именно такими объектами владеет большинство «серых» собственников и именно на таких объектах обычно появляются «карманные» операторы связи - посчитать окупаемость системно сложно. Очень часто собственные операторы при бизнес-центрах не являются полноценными телекомкомпаниями с полным набором лицензий и фактически занимаются перепродажей трафика, оптом покупаемого все у тех же специализированных операторов связи», - рассказывают в компании «Гарс Телеком». «При этом надо понимать, что полноценного оператора девелопер не создаст - в лучшем случае это будет сервисная компания, использующая ресурсы «больших» присоединяющих операторов и эксплуатирующая инфраструктуру объекта», - соглашается генеральный директор «КОМКОР» (торговая марка «АКАДО Телеком») Леонид Гуштуров. При этом поясняет, что в данном вопросе речь не идет об эффективности. Создание собственного оператора - это скорее некая попытка диверсификации бизнеса, получения дополнительных доходов от объекта. Действительно, девелоперы сегодня очень заинтересованы в диверсификации своего бизнеса. «Для крупной компании отдать даже небольшую часть на аутсорсинг - значит упустить значительную прибыль», - уверен вице-президент ГК «Ташир» Виталий Ефимкин. Раньше компания отдавала на аутсорсинг телекоммуникационные услуги, но, проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что создать собственного оператора выгоднее. «Ташир» покупает дешевый трафик, работает со всеми крупными операторами связи, предлагает конкурентные тарифы на услуги. В силу того, что у компании большая сеть объектов, им выгоднее иметь собственные обслуживающие структуры, поскольку содержание центрального аппарата и другие необходимые расходы просто размываются и становятся минимальными. «Конечно, создавать такие структуры для обслуживания одного здания не имеет смысла, но когда речь идет о серийности, тут работают другие законы», - добавляет Виталий Ефимкин. Как бы то ни было, многое зависит от подхода «карманных» операторов к обслуживанию клиентов. Качество телекоммуникационных услуг определяется большим набором параметров: качеством базовой сети, качеством последней мили, качеством технической поддержки, уровнем обслуживания клиентов. «Например, для услуг телефонии (при условии рыночных цен) для достижения эффективности оператору необходимо иметь в обслуживании не менее 1000 линий. Если оператор меньше, то либо цена становится не рыночной, либо страдает сервис», - считает Леонид Гуштуров. Эксперты телекомрынка сходятся во мнении, что собственный эксклюзив на объекте грозит для девелопера потерей арендаторов, привлечение же сторонних операторов не позволяет сохранить желаемую доходность. В любом случае сегодня снизившиеся тарифы и упавшая за ними маржа делает содержание собственного оператора все менее выгодным.
Property Facili Management